Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Рассказывая в нашей рубрике о месяцах еврейского года, мы всегда указываем знак месяца, его символ в ряду зодиакальных созвездий. По-еврейски созвездие, лежащее на пути солнца при его годичном движении по небу, называется мазаль. Строго говоря, такое же собирательное имя имеют и семь планет вместе с Солнцем (Шемеш) и Луной (Левана) — Меркурий (Кохав), Венера (Нога), Марс (Мадим), Юпитер (Цедек), Сатурн (Шабтай).

Раньше все народы верили в то, что планеты и положение солнца влияют на все живое — к добру или несчастью. С отголосками этих суеверий (запрещенными Торой!) можно познакомиться и сейчас, открыв газетную страницу с прогнозами астрологов. Приветствия, которыми обменивались люди при встрече, так и звучали: «Удачных тебе звезд», Мазаль тов! Те же слова говорили при рождении ребенка, новоселье и пр. Эта наивная вера в звезды, судьбу, рок, карму и прочие, не зависящие от человека, силы противоречит основам иудаизма. Ибо если серьезно полагать, что все определяется Сатурном и Плеядами, то где провиденческая роль Всевышнего? Где место нашей свободе выбора? Зачем нужна молитва в мире, где все предопределено?

Наши мудрецы дают другое объяснение: мазаль — это условия жизни человека, данные ему от Всевышнего в час рождения (или до рождения). В рамках этих условий (богатство, сила, здоровье, таланты и пр.) человек может проявить СВОЮ ВОЛЮ И СТРЕМЛЕНИЕ к добру или злу.

Написано про Авраама (Берешит 15:5): «И вывел его (Всевышний) наружу, и сказал: Взгляни на небо…» Раши пишет: «Вывел из шатра. Но есть здесь и более глубокий смысл. Авраам знал, что у него не должно быть детей. Но Всевышний сказал ему: Выйди из своего гороскопа. (Выйди наружу, за звезды)… Я поменяю вам имена (тебе и жене), и ваша судьба тоже изменится».

Евреи «вышли» из гороскопа. Нами не правят звезды и планеты. Над нами нет заранее предрешенной судьбы. Мы сами вершим ее. — В той степени, в какой соблюдаем Тору.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Рош аШана — еврейский новый год
Сегодня вечером с заходом солнца начинается праздник Рош аШана — начало еврейского Нового года.

Для того, чтобы готовить еду в праздник для идущего сразу за ним Шаббата, в канун Рош аШана делают эрув тавшилин.

Хотя Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться Читать дальше

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Рош а-Шана. Секрет хорошего года

Рав Бенцион Зильбер

Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. Экскурс в прикладное шофароведение.

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Месяц Тишрей

Арье Шерцер

Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям – умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться.

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Рош а-Шана 2017: праздник начинается 20 сентября с заходом солнца и длится два дня

Рош Ашана — раскрытие замысла Творения

Рав Цви Вассерман

Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...