Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Пост Девятого ава: несколько законов нам в помощь

Отложить Отложено

Начну с простого. Некоторые говорят, что, если поесть перед постом и напиться воды, легче будет переносить пост. Организм, полный еды и воды, долгое время подкрепления не просит. Не буду вдаваться в медицинские потребности – насколько это верно. Но задам самый простой вопрос – по поводу благословения. Оставив еду в стороне, вспомним, что, если человек собирается выпить воду не потому, что испытывает жажду, а с другими целями – например, чтобы смочить пересохшее горло или чтобы запить таблетку (чтоб мы были здоровы), – в этом случае произносить благословение шеаколь на воду не надо (שו''ע ס' ר''ד ז'). [С едой, уж если на то пошло, совсем не так: во всех случаях благословение на еду говорим, даже если она нам в данный момент не нужна, но мы ее по какой-то причине едим.] Так вот, надо ли говорить браху на стакан с водой перед постом? Ведь мы ее пьем не для того, чтобы напиться сейчас, – а так сказать, с установкой на будущий день.

Вопрос возник, и мне надо созвониться со своими раввинами. Потому что ответ я знаю, но хорошо бы уточнить детали. А пока я созваниваюсь, приведу еще несколько законов на тему поста.

Начиная с вечера Девятого ава и до полудня сидят на очень низких предметах: на подушке или маленькой табуретке. Но если надо ехать в машине, никаких ухищрений предпринимать не надо, сидим как обычно, потому что не для удовольствия сидим, а чтобы добраться до места. Владельцы машин об этом знают, но знают не все, кого водитель взялся подвезти, скажем, до синагоги: мол, спасибо за приглашение, все же я не поеду, потому что не хочу сидеть на высоком сиденье. Воля ваше, но нарушения тут нет.

Утреннее омовение рук делаем только на кончики пальцев (а вот коэны перед благословением народа омывают все ладони). Ни один палец нельзя опустить в воду целиком. А вот для тех, кто готовит еду для выхода из поста, есть облегчение: они могут спокойно смыть еду с рук, потому что моют их не для того, чтобы получить удовольствие. (Того, кто приболел настолько, что ему тяжело держать пост, запрет на мытье рук не касается.)

Заядлым курильщикам (но не тем, кто курит время от времени) можно заняться своим пагубным делом после полудня, однако законоучители советуют им не делать это открыто. Пусть где-нибудь спрячутся. (Последнюю фразу я приписал от себя, ибо табаконенавистник.)

Здороваться тоже запрещается: слово шалом – это приветствие и браха, а у нас авелут, траур народа о Храме. Но если в чей-то адрес надо сказать мазаль-тов (например, женщина удачно родила), то скажем, ибо мазаль-тов – это не приветствие, а констатация радостного факта.

Почему-то считается, что тому, кто чувствует себя плохо и поел еды или попил воды, не надо продолжать пост – дескать, пост "разбит". Это не совсем верно. Пост, если человек почувствовал себя лучше, следует продолжить – и ему это будет засчитано как целый день поста. Чтобы мы все были здоровы!

Никаких работ не делаем до полудня. Девятого ава. Не готовим еду для выхода из поста, не подметаем пол и тем более не моем его. Но в случае, когда надо убрать досадную грязь (которая, скажем собирает мух), можно ее убрать.

В этом году Девятое ава пришлось на пятый день недели, на четверг. Готовить еду на субботу разрешено уже с полудня Девятого ава.

Уже с утра Девятого ава можно устроить детям "кайтану", как бы некий "лагерь для игр", – чтобы занять их, пока взрослые соблюдают пост. Такое устройство не является запрещенной до полудня работой. И даже можно договориться о плате за такую работу, но лучше считать деньги не по утренним часам, а за все время работы.

Тем, кто не произнес благословения на луну на исходе прошедшей субботы и перенес его на исход Девятого ава, надо перед благословением обуться. (Это для тех, кто настолько строг к себе, что провел пост без обуви, как поступали в прошлом наши праведники.)

Теперь несколько слов о дне Десятого ава, который на этот раз пришелся на канун субботы. Для ашкеназских общин обычай не есть мяса и пить вина таков же, как в обычном случае: запрет действует до полудня Десятого ава. Для сфарадских общин запрет действует вплоть до наступления субботы. Но всем можно сразу после полудня мыться, стричь ногти и стирать белье.

С утра шестого дня, т.е. пятницы, можно спокойно пойти на море, загорать, плавать и играть в пляжный волейбол. Здесь запрета нет! Хотя есть общины, где походы на море не приветствуются. Так что все зависит от вашей общины.

А теперь ответ на вопрос, с которого мы начали. Тот, кто пьет воду перед постом не потому, что хочет пить, а потому, что ему сказали, будто так будет легче поститься, не произносит благословение. (Речь идет о чистой воде, без добавок.) Потому что браха говорится, только когда человек получает от воды удовольствие. А тут он получает пользу, но не удовольствие. (Мне как переводчику показалось интересным такое разделение понятий. Впервые вижу, что слово леанот имеет не только разные значения, но и разные законы для каждого из значений.)

Что касается благословения после еды, то есть такие учителя, которые говорят, что надо благословить, а есть такие что говорят: не надо. Общее правило в таких случаях: разрешено следовать мнению того, кто облегчает.

Легкого вам поста, евреи!

Теги: Законы Девятого ава