Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Страшная опасность

Отложить Отложено

О самой опасности чуть ниже, а тут скажу пару слов о том, что было найдено в тексте Торы буквально в эту субботу. Не поленитесь прочесть, потому что, повторяю, это важно.

Всевышний указал пророку Моше, какими будут границы Святой страны, в которую входили евреи после сорокалетнего пребывания в пустыне, и кто будет вводить в эту Страну 12 колен (Бемидбар, гл. 34). Приведены имена лидеров колен. Каждый из них назван наси, князем. Каждый – кроме первых трех. Так написано: "Для колена сыновей Дана (пусть введет вас) князь Буки, сын Йогли. Для колена сыновей Мнаше – князь Ханиэль, сын Эфода. Для колена сыновей Эфраима – князь Кмуэль, сын Шифтана". И так до колена сыновей Нафтали: их введет в Страну князь Пдаэль, сын Амауда. Но о первых трех сказано: "Для колена Йеуды – Калев, сын Йефунэ. Для колена сыновей Шимона – Шмуэль, сын Амиуда. Для колена Биньямина – Элидад, сын Кислона".

Почему? Чем провинились три колена?

В книге "Мошав Зкеним" (один из Тосафот) приведено от имени Рабэну Нисима Агаона, что для каждого из первых трех колен была своя причина не указывать титул руководителя. О Калеве все и так знали, что он наси. У колена Шимона в тот момент не было князя: после проступка бывшего лидера, Зимри, они остались без командира. Князем колена Биньямина был Эльдад (получивший со временем букву юд в свое имя, что говорило о его высоком уровне), тот самый, что пророчествовал с Мэда́дом (См. Бемидбар 11:27). Эльдад был пророком, это звание выше, чем князь, поэтому о нем не сказано, что он князь, чтобы не понизить его статус. Вот причины, по которым три знаменитых мужа не были названы князьями.

[От себя замечу, что руководителем колена Эфраима, был Кмуэль, это как раз Мэдад, но о нем сказано "князь", хотя и он был уважаемым пророком. Надо будет разобраться.]

Но есть еще одно объяснение. Из-за того, что у колена Шимона на тот момент не было князя, поскольку их предводитель за свой грех был убит, то из уважения к самому званию княженья не были отмечены два колена – то, что идет перед Шимоном, и то, что идет после него: Йеуды и Биньямина.

Еврейская честь настолько важна для Торы, что она не захотела лишний раз акцентировать наше внимание на преступлении Зимри.

Три недели, что идут между постами – перед Девятым Ава, весьма непросты. В них надо опасаться хоть чем-нибудь задеть другого человека, нанести ему любой укол, доставить любую боль – пусть самую незначительную. Только слова приветствия и поощрения, лучшие пожелания – и ни тени нанесения обиды. Ибо обидеть еврея в эти дни – тяжкое преступление, от него надо бежать как из Египта.

Ведем себя с каждым – как поступила Тора с коленом Шимона: в крайне щадящем режиме.

В Штатах после Второй мировой войны была маленькая община, состоявшая главным образом из пожилых людей, выживших в Шоа. И им назначили молодого, очень продвинутого рава, с которым отношения пожилых людей складывались тяжело. Но молодежь была в восторге: рав вдохнул в общину новую жизнь, началась серьезная учеба, интересные обсуждения, шумные застолья в субботу, оживленные дискуссии. Старики к этому не привыкли. Их терпение лопнуло, когда рав решил выписать из ешивы "Лейквуд" десять молодых аврехов, которые поселились бы в их районе. Назревал крупный скандал. Но скандалы, как мы знаем, строжайше запрещены. Что делать? Обратились к раву Моше Файнштейну, зацаль, крупнейшему авторитету той эпохи. Рав Моше постановил, что не надо выписывать никаких аврехов, мир в общине важнее всего. И так в мире и спокойствии прошли два года, после которых рав Моше вызвал к себе представителей той общины и сказал, что теперь настала пора выписать из "Лейквуда" аврехов, чтобы укрепили дух общины. И старики согласились. Потому что страсти давно утихли. Они уже привыкли к молодому раву. Что мы отсюда учим? Что надо иметь ум, спокойствие и огромное уважение ко всем, чтобы уметь вовремя погасить ссоры и разногласия.

[А с Мэдадом-Кмуэлем еще разберемся. Далеко от нас не уйдет!]

Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика