Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Отношения с внуками, Нерелигиозные родители
Шалом! Помогите, пожалуйста, советом. Как мне быть с моей светской родней (мама, родные брат и сестра), которые живут европейской культурой? А я одна, кто ушел с того пути уже немало лет тому назад, Борух Ашем (слава Б-гу)! Но связь продолжается у нас, естественно, я их люблю, и мне жаль очень, что они совсем другие и не хотят ничего менять в своей жизни.
Я очень за них переживаю, но вижу, что вряд ли когда-то они захотят идти путем праведным и истинным. Надежды на это нет, хоть и много раз говорила с ними, объясняла.
Брат и сестра ещё молча слушают и отвечают, что они живут так, как их научили, и верят в это всем сердцем (в светский образ жизни) и т.п. Брат соглашается, конечно, со мной, но считает фанатизмом соблюдение заповедей, а точнее, он старается соблюдать только то, что лёгкое, но это капля в море.
А вот мама — она принимает всё в штыки, и у нас с ней было немало скандалов сильных. Она видеть не может меня в скромной одежде и на дух всё не переносит, что касается моего религиозного образа жизни. Часто конфликты с ней. Ситуация безнадежна. Много не буду писать об этом, таких историй у вас и так много. Просто задумываюсь в последнее время и не знаю: вот как почитать мать, когда она полная противоположность религии и воюет со мной?
Дети мои всё видят, слышат ее оскорбления и т.д. Брат вообще жениться собрался на девушке из далеких краев, которая ждёт уже ребенка от него. Вот такой хаос у меня с родней, и вижу, что вряд ли они вернутся на путь верный.
Вопрос такой: как мне быть с ними, как мне относиться ко всему этому? Продолжать с ними родственные связи, несмотря на их образ жизни? Я не могу от них отказаться, я их люблю и переживаю за них. Они меня тоже любят, но вот так по-своему.
Как мне идти на свадьбу к родному брату, где всё чуждо мне? Но это мой единственный брат. Как мне принимать дитя, которого он ждёт, но которое уже не нашей культуры? Мучаюсь от этого всего. Посоветуйте, пожалуйста, мне ваше мнение. Много здоровья Вам! N.
Уважаемая N.,
Обычно конфликты на тему религии ни у кого абсолютно не вызывают желания соблюдать. Ваши намерения самые добрые, но путь, выбранный Вами, чтобы привести семью к истине, вряд ли поможет — по целому ряду причин.
Первая и главная причина: большинство родителей не любят ощущать, что дети их учат, как надо жить правильно. И эти попытки обычно вызывают сильное раздражение.
Поэтому скажите себе, что Вы не несете ответственности за то, какой путь по жизни выбрала Ваша мама, и постарайтесь сосредоточиться на создании хороших отношений с ней в тех областях, где нет нарушения Галахи (еврейского Закона) прямым образом.
Более того, если Вы дадите маме ощущение, что Вы ее уважаете и цените как маму, то можно надеяться, с Б-жьей помощью, что постепенно в ее поведении будут происходить некие изменения. Может, не настолько явные, как Вам бы хотелось.
Если мы начинаем замечать, что родные в каких-то вещах идут нам навстречу, меньше ссорятся с нами, готовы прислушиваться к чему-то нейтральному, что мы рассказываем и что не вызывает ощущения, что от них требуют менять свой образ жизни, то можно надеяться, что постепенно отношения улучшатся.
А если родственники будут чувствовать постоянный критический настрой в Вашей душе или слушать критику, высказанную вслух, то, несомненно, есть большой риск, что отношения станут только ухудшаться.
Судя по Вашему письму, Вам очень хочется изменить ваши отношения к лучшему, даже если родственники, а особенно мама, по-прежнему далеки от иудаизма. Поэтому еще раз советую прекратить религиозные дискуссии и попробовать сосредоточиться на семейных темах.
Надеюсь, когда мама почувствует, что Вы ее принимаете без критики, то и она откроется для общения с Вами. По крайней мере, в большей степени, чем сейчас.
И, конечно, всегда можно и нужно молиться, чтобы Всевышний послал Вашим родным подходящий настрой. Так как Вы молитесь об их духовном уровне, а не о чем-то, что Вам «выгодно», нет никаких сомнений, что молитва будет услышана. Возможно, не так быстро, как бы Вам хотелось.
С уважением и пожеланием наладить отношения в семье, Ципора Харитан
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»