Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В сложных ситуациях и на каждом жизненном «перекрестке» мы вспоминаем о тех событиях, видим, какой урок они несут для нас именно сегодня, и это дает нам воодушевление и надежду, веру и упование.

«И это то, что помогло нашим отцам и нам» (Пасхальная Агада). Что это — «то»? Гаон раби Моше Розенштейн, машгиах[i] в ешиве Ломжа, приводил объяснение Сабы из Кельма[ii]: речь здесь идет об исходе из Египта, уроки которого увеличивают нашу способность к постижению событий и указывают путь.

В сложных ситуациях и на каждом жизненном «перекрестке» мы вспоминаем о тех событиях, видим, какой урок они несут для нас именно сегодня, и это дает нам воодушевление и надежду, веру и упование. Это карта и компас для всех событий, происходящих как с отдельным человеком, так и с обществом в целом — во всех поколениях.

Б-г с нами всегда. Нам остается поддерживать и увеличивать в своем сердце радость, а самое главное — укреплять свою веру в Него. Ведь все страхи, тревоги, депрессии и т.д. происходят от недостатка веры. Сказал царь Давид: «Даже если иду долиной тьмы смертной — не устрашусь зла…» (Тэилим 23:4).

Почему? — «…ибо Ты со мной» (там же). Когда человек знает и чувствует, что Всевышний постоянно с ним, у него нет парализующего страха.

Рав Симха Коэн[iii] пишет в своей книге «Еврейском дом»:

После войны Судного дня я полгода проработал в отделении для тех, кто находился «в состоянии шока». Это состояние души, возникающее от чувства покинутости. Некоторые солдаты испытали это, когда все их товарищи погибли, а они остались на поле боя одни — иногда на целые сутки, при постоянных бомбардировках. Такие солдаты получают душевные расстройства, их преследуют панические атаки, бессонница, кошмары и т.д.

Психиатры лечили их по различным методикам. Один из методов был таким: пациенту делали укол пентотала, который вызывает помутнение рассудка, и включали запись: звуки взрывов и стрельбы. Солдат вновь входил то состояние, которое испытал на поле боя, и начинал рассказывать о своих ощущениях и о том, что с ним происходило. Врачи поддерживали его и давали ему чувство, что он не одинок:

— Мы с тобой! Ты не один! — повторяли они снова и снова.

Смысл этого метода — вернуть солдату чувство «вместе», которое он утратил на поле боя.

Когда я впервые приехал в это учреждение, старший психиатр сказал, что еще ни разу к нему не поступал религиозный солдат. Я удивился, и он пояснил:

— Вы ведь знаете, что эта проблема возникает из-за чувства покинутости и тотального одиночества. А религиозные всегда ощущают Б-га рядом с собой. У них всегда есть к Кому обратиться и Кого попросить о помощи.

Как сказано: «Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему, с ним Я в бедствии…» (Тэилим 91:15).

Один ученик ешивы пожаловался раввину на свои трудности в учебе и в отношениях с товарищами. Раввин почувствовал, что этот парень недостаточно радостен в своем служении Творцу, поэтому взял его в путешествие на север Израиля. После экскурсии они взяли лодку, чтобы поплавать по Кинерету. Рав открыл бутылку с водой и дал ученику попить. Затем достал пакетик с солью, взял оттуда ложечку, размешал в стакане воды и вновь протянул ученику. Юноша сделал глоток — и тут же с отвращением вылил воду. Рав снова взял ложку соли, бросил в озеро, а затем зачерпнул стаканом оттуда воду. Она оказалась на вкус вполне пригодной для питья.

После этого рав спросил ученика:

— Я бросил в озеро столько же соли, что и в твой стакан. Почему в первый раз ты не смог пить, а во второй смог?

— Это же очевидно, — ответил парень. — В первый раз раствор соли был концентрированным, соль сильно чувствовалась, а в озере она растворилась в огромном количестве пресной воды.

— Теперь пойми, — сказал рав. — Страдания и беды, которые человек переживает в этом мире, подобны соли. Но концентрацию соли человек определяет сам. Все зависит от того, какой сосуд у него имеется, чтобы вместить эти страдания. Чем больше сосуд веры и упования на Б-га, тем меньше в нем ощущается соль страданий. Ведь человек знает: всё, что совершает Всевышний, — во благо.

Если разбавлять горечь страданий чистой водой всего того добра, которое Б-г посылает нам, получившийся напиток будет хорош на вкус несмотря ни на что.

Вкратце: сосредоточься на том хорошем, что у тебя есть, — друзья, таланты, семья, здоровье. Посмотри на наполненную часть стакана — и почувствуешь радость!

С того дня самоощущение этого ученика чудесным образом улучшилось. Он вступил на свой путь к счастливой жизни. (Эмуна Брура)

 

Нет большего чуда, чем природа

После того, как весь дом уберут, вымоют и подготовят к празднику, глава семьи со свечой в руке переходит из комнаты в комнату, заглядывает в кладовку и даже в автомобиль, чтобы найти завалявшийся ломоть хлеба. Мудрецы постановили: места, куда не вносят хамец (квасное), не нуждаются в проверке. Но там, где ели квасное, всегда могло что-то остаться…

Это так актуально для нас. Человек проходит в жизни через самые разные состояния, переживает, видит, слышит, усваивает. В моменты самоанализа ему предстоит выяснить: что из всего этого «прилипло», какие «крошки» осели в его душе, что запечатлелось бессознательно, незаметно для него.

Эти «крошки» бывает очень трудно найти, а уж тем более — уничтожить. Только при свете свечи, возможно, нам всё-таки это удастся. Как сказано: «Ибо заповедь — свеча, и Тора — свет…» (Мишлей 6:23).

Первой заповедью в «Книге Заповедей» Рамбама[iv] является вера в Б-га. Гаон раби Эльханан Вассерман[v] задает вопрос («Ковец Маамарим»): как можно заповедать тринадцатилетнему мальчику или двенадцатилетней девочке, которые только вчера играли в прятки, верить в Б-га, если величайшие философы и мудрецы народов мира не сумели этого сделать?

Ответ нам поможет понять притча, которую приводит автор книги «Ховот а-Левавот»[vi] (Врата единения, гл. 6).

Если вы видите красивую картину (в реалистическом стиле) на холсте, над которым на полке стоят баночки с красками, разве вам придет в голову, что краски сами собой пролились на холст — и случайно получилась картина? Того, кто так говорит, несомненно, сочтут безумным. Тем более сложно сказать такое о природе, все части которой «отлажены» и согласованы между собой удивительным образом!

Это помогает понять, как можно заповедать мальчику или девочке всем сердцем верить в Б-га. Ведь в этом возрасте они уже начинают многое понимать, а такое может понять любой разумный человек! Пророк Йешаяу (40:26) говорит: «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: Кто сотворил их?..» (Маайан а-Моэд).


[i]Машгиах — буквально «наблюдатель» или «инспектор». В литовских ешивах у машгиаха была особая роль — следить за духовным и эмоциональным ростом учеников, быть их советником. Кроме того, он регулярно давал уроки Мусара — этики и еврейского мировоззрения.

[ii] Раби Симха-Зисл бар-Исраэль Зив (Саба из Кельма; 5584-5658 / 1824-1898, Литва) — выдающийся мыслитель и педагог, один из основоположников этического движения Мусар. Саба из Кельма — «Старец из Кельма», так его уважительно называли те, кто был знаком с уровнем его святости и служения.

[iii] Рав Симха Коэн — известный раввин и специалист в области семейной психологии. Родился в Земле Израиля в 5703 / 1943. Учился в ешиве «Беэр Яаков» и в известной ешиве «Хеврон», также получил степень PhD в университете Ньюарка (США). В 1980 году основал в Бней Браке ешиву «Нетивот Олам». Его книга «Еврейский дом» приобрела широкую известность, переведена на многие языки, в том числе и на русский.

[iv] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[v] Раби Эльханан-Буним Вассерман (5635-5701 / 1875-1941, Литва) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров поколения. В 5697 / 1937 году написал небольшую работу («Перед приходом Машиаха»), где всесторонне проанализировал современное ему состояние еврейского народа, чреватое невиданной катастрофой.

[vi] Рабейну Бахье бар-Йосеф ибн-Пакода (11 век, Сарагоса) — выдающийся представитель еврейской этической мысли, поэт и философ. Его основной труд — этический трактат «Ховот а-Левавот» — был завершен в 4840 / 1080 году.

 

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше