Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тот, кто прислушается к совету мудрецов, не пожалеет об этом. Глава Ваелех

Темы: Мудрецы, Ваелех, Оцарот, Рассказы

Как профессор математики стал знатоком Талмуда

«Когда придет весь Израиль явиться пред лицо Господа, Б-га твоего, на место, которое Он изберет, читай учение это (Тору эту) пред всем Израилем в слух им» (Дварим 31:11).

Наш учитель раби Цион а-Коэн (см. «Йошиа Цийон»)[i] видит в этом стихе намек на изречение мудрецов (Авода Зара 19а): «Человек (успешно) учит Тору лишь с того места, к которому влечет его сердце», как сказано: «Только к Торе Господней влечение его…» (Тэилим 1:2). Согласно этому толкованию, ученик вправе высказать пожелание, какую именно книгу он хочет изучать.

Рассказывает один уважаемый аврех[ii] из Иерусалима:

Мне удалось организовать регулярный урок для репатриантов из России. Это непростая задача, понадобилась огромная помощь Свыше, чтобы приблизить их к Торе. Об уроке были хорошие отзывы, и через некоторое время послушать его пришел профессор математики, считающийся гением в своей области. Он представился, начал беседу и рассказал о своей деятельности, добавив, что хочет посещать урок. Но у него были два условия.

Это была «бомба». Он сказал:

— Я не обрезан. Отец был атеистом и не стал делать мне обрезание. Я верю в Творца, но не готов делать обрезание, мне и так хорошо.

Кроме того, он сообщил, что женат на нееврейке и у них дети.

Его условия были таковы: с ним не должны заговаривать об обрезании и о его браке.

Я сказал, что смогу дать ответ на следующий день. Сразу же после урока сел на 402-ой автобус и поехал в Бней-Брак, по известному адресу — Хазон Иш, 5. Пришел к нашему учителю раби Аарону Штейнману[iii], рассказал ему эту историю и спросил, принимать ли условия профессора. Рав Штейнман ответил:

— На урок ему ходить не надо, занимайся с ним час индивидуально. Преподавай ему трактат Бава Мециа, четвертую главу — «Золото» («А-заав»). Прошу тебя не заговаривать с ним о браке и обрезании, и тогда будет помощь Свыше.

Я всё сделал в точности так, как сказал рав Штейнман. Стал учиться с профессором и убедился, что он и вправду гениален. Мы быстро продвигались, проходя один лист Талмуда за другим, пока не дошли до раздела о торговцах Лода (50а, «Тагарэй Лод»). Этот трактат содержит много расчетов, но теперь мы добрались до самой «вишенки на торте». Я сказал профессору:

— Этот раздел полон сложных расчетов, и вы как математик, несомненно, получите большое удовольствие.

Мы погрузились в учебу, но… мой соученик ничего не понял. Его мозг оказался надежно защищен от новых знаний. Несколько недель мы анализировали одни и те же строки, но профессор ничего не понимал.

Он взял том Гмары домой и попытался сам распутать сложные вычисления, но и это ему не удалось. Вдруг он вспомнил, что когда-то слышал: в ешиве Хеврон некоторые ученики устраивают «дополнительную учебную смену», учатся всю ночь с четверга на пятницу.

Он поехал в эту ешиву в полночь, мне ничего не сказал. Познакомился с ребятами и стал выяснять, кто из них — лучший в ешиве. Ему назвали одно имя, он подошел к этому парню и сказал:

— Я профессор математики, уже несколько недель изучаю Тору, прилагаю большие усилия. Но ход обсуждения в «торговцах Лода» не могу понять. Пожалуйста, друг, помоги мне.

Парень ответил:

— С радостью.

Они положили книги на стендеры, и юноша ясно и четко изложил весь раздел. Но профессор так ничего и не понял. Парень даже рот открыл от изумления: как профессор математики может не улавливать сути сказанного?! Вдруг у него возникло предположение, как это может быть. Он сказал профессору:

— Проблема, как мне кажется, в вашем мозгу. Вероятно, простите, его окутывает какая-то духовная нечистота, она-то и не дает понять раздел Гмары. Так иногда случается.

На следующий день после субботы профессор позвонил в организацию «Брит Ицхак», которая организует обрезание взрослым. Мне он об этом тогда не сообщил, но в среду позвонил, сказав, что плохо себя чувствует и на урок не приедет. Я пожелал ему скорейшего выздоровления.

Еще через неделю профессор позвонил и спросил, не могу ли я прийти к нему домой для учебы. Я сказал, что рад это сделать, взял два тома Гмары и поехал к нему. Мы расположились в салоне и взялись за учебу. Профессор всё понимал с первого слова. Он просто делал открытия в Гмаре и отлично владел материалом. Я был поражен!

Профессор заметил мое удивление и сказал:

— Расскажу тебе правду. Видя, что я не пониманию Гмару и что мой мозг закрыт для этого, я поехал в ешиву Хеврон, чтобы позаниматься с лучшим учеником. Но и его объяснения ничего мне не дали. Я пережил кризис — и решил сделать обрезание!

Еще через неделю профессор сообщил, что в добрый час развелся с женой, которая отказалась следовать за ним на его новом пути… Прошла еще неделя. Наконец, впервые после всех этих событий мы с профессором сели заниматься как обычно, и тут он посмотрел на меня пронизывающим взглядом:

— Скажи, кто тебе посоветовал устроить это упражнение? Ты ничего не говорил ни об обрезании, ни о моем браке, а только преподавал мне раздел о торговцах Лода. Но в итоге это изменило меня и заставило сделать обрезание и развестись с женой… Кому принадлежала эта идея?

Я рассказал:

— В тот вечер, когда вы решили ходить на урок, если будут выполняться два условия, я отправился к раби Аарону Штейнману и спросил, как поступить.

— Но почему рав Штейнман посоветовал сделать именно так?

— У меня есть предположение, — ответил я. — Сможете подъехать ко мне завтра в четыре? Поедем вместе к раву Штейнману.

Он пришел, и мы поехали в Бней-Брак. Вошли к раву, и я напомнил ему:

— Этот человек — тот самый профессор математики, он приближается к Традиции и специально приехал, чтобы рассказать вам о своих открытиях в разделе о торговцах Лода.

Профессор изложил перед раввином этот раздел. Рав Штейнман посмотрел на него и спросил:

— Теперь вы уже обрезаны, не так ли?

Неожиданно математик разрыдался:

— Но как Вы узнали об этом? Разве это написано у меня на лбу?

Рав ответил:

— Никто в мире не может понять раздел о торговцах Лода, пока не сделает обрезание. Если Вы так глубоко понимаете ход этого талмудического рассуждения, значит, вы уже приняли решение об обрезании и выполнили его. (Сто два рассказа)


[i] Раби Цион а-Коэн из Туниса (5618-5703 / 1858-1943, Джерба, Сфакс), автор книги хидушим (открытий в толковании Торы) «Йошиа Цийон».

[ii] Сегодня так называют женатого человека, который всецело посвятил себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальном учебном заведении для женатых мужчин — колеле. Слово «аврех» взято из Пятикнижия: так возглашали перед колесницей Йосефа, оказывая ему почет, когда фараон сделал его вторым человеком в царстве (см. Берешит 41:43).

[iii] Раби Аарон Йеуда-Лейб Штейнман (5675-5778 / 1913-2017, Белоруссия, Швейцария, Земля Израиля — Израиль) — мудрец Торы, духовный лидер последнего поколения. Один из глав знаменитой ешивы Поневеж, также руководил ешивами «Гаон Яаков» и «Орхот Тора». Оказал огромное влияние на развитие еврейской жизни как в Израиле, так и в диаспоре, в том числе и среди русскоязычных евреев. В 2000 году рав Штейнман стал почетным президентом московской ешивы «Торат-Хаим». Один из основателей организации «Толдот Йешурун». Всегда подчеркивал, что важнейшая заповедь нашего поколения — возвратить свет Торы русскоязычному еврейству. К нему ежедневно приходили сотни людей, чтобы посоветоваться. Несмотря на преклонный возраст и усталость, он стоя принимал всех посетителей и никогда никому не отказывал.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше