Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврей в ресторане. У мудрого глаза в голове, а глупец во тьме идет.

«Иди, спускайся, ибо развратился народ… быстро отошли от пути, который ты заповедал им» (32:7). Выступает рав Галинский.

Мы размышляем и видим, что главным обвинением против евреев было: «Быстро отошли»! Они подверглись огромному испытанию. По их расчетам Моше уже должен был спуститься с горы, но он все не спускался. Сатана показал им образ смертного ложа Моше, висящего в воздухе. Он запутал их умы, явил им образ тьмы и мрака (32:1). Испуганные и смущенные, они потеряли здравый смысл.

А ведь если бы решили отложить создание тельца на неделю, на три или хотя бы на два дня, Моше бы успел спуститься, и все вернулось бы на свои места. И если бы скрижали не разбились, настала бы свобода от злого начала, от ангела смерти и от рабства перед другими народами. Сколько же мы потеряли вследствие спешки!

Можно вспомнить о древнем грехе. Змей искушал, и женщина соблазнилась, Адам съел плод, и они потеряли свою вечность. В святых книгах (Тикуней Зоар Хадаш) говорится, что если бы только подождали до вечера, плод древа познания стал бы разрешен им в пищу!

Как и из любой другой главы в Торе, отсюда тоже можно извлечь урок. Расскажу историю.

Один еврей как-то раз приехал в Париж. Он был голоден и отыскал кошерный ресторан. На вывеске было видно, что цены высокие, но внизу виднелась надпись: «Сегодня плати, завтра получишь бесплатно». Быстрый расчет показал, что предложение выгодное. Еврей сел и поел досыта, заплатив за все сполна. На следующий день он пришел и заказал те же блюда. Но официант поинтересовался: «А цены вы видите?»

Тот удивился. Вчера никто об этом не упоминал. Еврей стал объяснять: «Но ведь внизу написано, что если сегодня платишь, завтра получаешь бесплатно. Вчера я ел здесь и заплатил. Где же мой бесплатный обед?»

Однако, официант лишь усмехнулся: «Эта вывеска здесь потому и висит. Мы каждый день говорим: сегодня плати…»

Так нужно разговаривать и со злым началом. Если не удается победить его полностью, нужно отодвинуть его: «Ты хочешь, чтобы я бездельничал? Хорошо, это будет завтра, а сейчас дай мне учиться». И так, отодвигая его раз за разом, спасешься из его рук.

В предисловии к своей книге «Ор Эйнаим» святой гаон раби Элиэзер Цви из Комарны дает правила, необходимые для служения Творцу. Вот что он пишет в последнем правиле: «Когда к тебе приходит злое начало, чтобы соблазнить на какой-то грех или порок, ответь ему, что для этого нужно спокойствие ума. Тогда оно тотчас оставит тебя и убежит. Ведь природа и обыкновение злого начала — хватать человека в тот момент, когда есть соблазн. Но оно не может выдержать, когда человек размышляет спокойно. Грешников, как известно, злое начало хватает в момент соблазна, не давая взвесить ситуацию благоразумно. Об этом сказано (Коэлет 2:14): “У мудрого глаза в голове, а глупец во тьме идет”. Мудрец действует, исходя из спокойного благоразумия, а глупец спешит, лишенный спокойствия» (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Глава начинается с описания тех повелений, которые Всевышний дал Моисею и Аарону после смерти двух старших сыновей Аарона. Читать дальше