Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ангел не только поразил Яакова в бедро — он поразил «выходцев из чресл его», то есть его потомков во всех поколениях.

«И сражался человек с ним» (32:24). В нашей главе мы читаем о противоборстве Яакова с Самаэлем — ангелом Эсава. Нам трудно представить себе Яакова, избранного среди отцов. Не можем мы понять, как человек способен одолеть ангела. Пророк Даниэль, едва лишь увидев ангела, сразу лишился сил, и «души не осталось в нем» (Даниэль 10). И это только от одного вида ангела! Насколько же труднее должно быть бороться с ним! Но мы, как уже сказано, не представляем себе ни Яакова, ни ангелов. Зачем же тогда все это описано в нашей главе? Чтобы научить нас тому, о чем говорили мудрецы.

И о чем же они говорили? Рав Ицхак Абарбанель писал, что ангел Эсава старался найти слабое место у Яакова. Мудрецы уже отмечали (Брахот 61 а), что злое начало подобно мухе — оно отыскивает раны и тянется ко всяким нечистотам. Ангел не нашел слабого места, пока в итоге не поразил его в бедро — он поразил «выходцев из чресл его», то есть его потомков во всех поколениях. Всегда были евреи, которые сбивались с пути и попадали под власть ангела Эсава в те периоды, когда сыны Израиля находились у него в подчинении. Но вскоре уже засияет Солнце избавления — «И пришел Яаков в Шалем» (33:18). Все евреи спасутся и достигнут исправления, и никто не будет отвергнут. Таковы слова рава Абарбанеля.

А мы удивляемся: ведь ангел Эсава хотел победить самого Яакова и поэтому поразил его в бедро, и Яаков хромал после этого. Как можно вывести отсюда, что Самаэль распространил свою власть на некоторых его потомков?

Мы вынуждены сказать, что когда порок раскрывается в потомках, даже спустя многие поколения, корень этого порока уже содержится в предках! (впрочем, подчеркнем, что из этого не следует делать вывод относительно самого Яакова — это лишь урок, который преподает нам недельная глава).

«Когда есть убитый на земле, и неизвестно, кто сразил его». Если в еврейском народе появляется убийца, все страна волнуется. Мудрецы Санедрина отмеряют расстояние до ближайшего города, приводят телицу, старейшины города исповедуются, а коэны молятся: «Искупи народ Твой, Израиль, который Ты вызволил» (Дварим 21:8). Мудрецы толковали это так: «Это искупление способно искупить вышедших из Египта» (Орайот 6 а). Ведь если в народе Израиле появляется убийца, значит, он точно не получил надлежащего воспитания, и его родители нуждаются в искуплении. Также и родители его родителей, и все поколения до них, до самого корня проблемы, который должен был присутствовать уже в выходцах из Египта — в первом поколении!

Какую ответственность все это возлагает на нас, как на родителей. Если мы хотим, чтобы наши дети шли верным путем, по стопам своих предков, чтобы были полны веры и впитали в себя наследие своего народа, мы должны прежде всего следить за своими собственными путями — демонстрировать личный пример (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как перестать завидовать?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Что пообещать Творцу, чтобы он послал мне вторую половинку?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Моя мама пьет…

17 марта, отвечает Ципора Харитан

Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше