Темы: Ваишлах, Оцарот, Личный пример, Ответственность
«И сражался человек с ним» (32:24). В нашей главе мы читаем о противоборстве Яакова с Самаэлем — ангелом Эсава. Нам трудно представить себе Яакова, избранного среди отцов. Не можем мы понять, как человек способен одолеть ангела. Пророк Даниэль, едва лишь увидев ангела, сразу лишился сил, и «души не осталось в нем» (Даниэль 10). И это только от одного вида ангела! Насколько же труднее должно быть бороться с ним! Но мы, как уже сказано, не представляем себе ни Яакова, ни ангелов. Зачем же тогда все это описано в нашей главе? Чтобы научить нас тому, о чем говорили мудрецы.
И о чем же они говорили? Рав Ицхак Абарбанель писал, что ангел Эсава старался найти слабое место у Яакова. Мудрецы уже отмечали (Брахот 61 а), что злое начало подобно мухе — оно отыскивает раны и тянется ко всяким нечистотам. Ангел не нашел слабого места, пока в итоге не поразил его в бедро — он поразил «выходцев из чресл его», то есть его потомков во всех поколениях. Всегда были евреи, которые сбивались с пути и попадали под власть ангела Эсава в те периоды, когда сыны Израиля находились у него в подчинении. Но вскоре уже засияет Солнце избавления — «И пришел Яаков в Шалем» (33:18). Все евреи спасутся и достигнут исправления, и никто не будет отвергнут. Таковы слова рава Абарбанеля.
А мы удивляемся: ведь ангел Эсава хотел победить самого Яакова и поэтому поразил его в бедро, и Яаков хромал после этого. Как можно вывести отсюда, что Самаэль распространил свою власть на некоторых его потомков?
Мы вынуждены сказать, что когда порок раскрывается в потомках, даже спустя многие поколения, корень этого порока уже содержится в предках! (впрочем, подчеркнем, что из этого не следует делать вывод относительно самого Яакова — это лишь урок, который преподает нам недельная глава).
«Когда есть убитый на земле, и неизвестно, кто сразил его». Если в еврейском народе появляется убийца, все страна волнуется. Мудрецы Санедрина отмеряют расстояние до ближайшего города, приводят телицу, старейшины города исповедуются, а коэны молятся: «Искупи народ Твой, Израиль, который Ты вызволил» (Дварим 21:8). Мудрецы толковали это так: «Это искупление способно искупить вышедших из Египта» (Орайот 6 а). Ведь если в народе Израиле появляется убийца, значит, он точно не получил надлежащего воспитания, и его родители нуждаются в искуплении. Также и родители его родителей, и все поколения до них, до самого корня проблемы, который должен был присутствовать уже в выходцах из Египта — в первом поколении!
Какую ответственность все это возлагает на нас, как на родителей. Если мы хотим, чтобы наши дети шли верным путем, по стопам своих предков, чтобы были полны веры и впитали в себя наследие своего народа, мы должны прежде всего следить за своими собственными путями — демонстрировать личный пример (Майян а-Шавуа).
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?