Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Как сформировать у ребенка двух-трех лет желание быть щедрым?

Темы: Воспитание детей, Личный пример, Ита Минкина, Отношения со сверстниками, Щедрость, Жадность

Здравствуйте, у меня вопрос о воспитании детей. Как сформировать у ребенка 2-3 лет желание быть щедрым и делиться с другими детьми игрушками? Как правильно вести себя по отношению к ситуации, в которой один ребенок проявляет жадность по отношению к другому? Спасибо. Е.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкина

Уважаемая Е.!

Самое первое правило — не настаивать, чтобы он немедленно поделился своими игрушками. Ребенок может уступить под нажимом или заупрямиться, но это одинаково не даст долгосрочного положительного результата, а, наоборот, заставит его еще больше держаться за свое. Даже если он и будет уступать время от времени.

Второе — не стоит рассчитывать на сильные порывы щедрости у детей двух-трех лет. Их собственнические чувства очень естественны и сильны. У них еще нет опыта совместной игры, и в большинстве случаев их небольшой, но яркий опыт подсказывает им, что «дашь другому ребенку игрушку — не так-то легко ее получишь обратно». У них действительно нет желания делиться и почти нет положительного опыта совместной игры.

Так как же сформировать желание быть щедрым?

  • Искать проявления щедрости, пусть незначительные, отмечать их и хвалить за них.
  • Рассказать бабушке или подруге о том, что ребенок поделился игрушками. Пусть он, как будто невзначай, услышит это.
  • Воздействовать личным примером. Ребенок видит, что родители с радостью делятся друг с другом, с друзьями, соседями, дают монету нищему, и это воспитывает сильнее всего. Детям свойственно подражать родителям.
  • Рассказывать ребенку истории о себе в детстве или о выдуманных персонажах: как им не хотелось вначале делиться игрушками, но потом они поделились и стали вместе играть, и так было намного интереснее.

В сам момент, когда ребенок проявляет жадность, лучше никак это не «фиксировать». И, конечно, не пытаться его «уломать» или заставить поделиться. Он подумает, что Вы ПРОТИВ него, раз пытаетесь отобрать его обожаемый трактор. А научить ребенка чему-то или привить ему положительные качества можно, только когда он чувствует, что Вы с ним ЗАОДНО.

Если он еще не успел заупрямиться, взрослый может предложить в доброжелательной форме: «Меир может дать Натану мячик, а Натан может дать Меиру пока свою машинку». Или: «Вы можете вместе играть в мяч. Натан бросает Саре, а Сара — Натану. Так интересно! Хотите попробовать?»

И даже если их сотрудничество продолжалось только пять минут, все равно — надо похвалить детей за то, что они поделились друг с другом. Ну, а если ребенок наотрез отказался делиться, то ПОЗЖЕ можно невзначай сказать: «Иногда совсем не хочется делиться… кажется: а вдруг он мне не отдаст…» (и посмотреть, как ребенок отреагирует на это). Потом продолжить: «Но если поделиться, то потом играть вместе — интереснее…»

И при всех этих рекомендациях важно помнить, что два-три года — возраст собственнический. Он проходит, и дети постепенно, естественно (если на них не давить) осознают преимущества совместной игры и разумной щедрости.

(Слишком напирать на необходимость щедрости тоже не стоит — любое качество в крайнем проявлении отрицательно).

С уважением, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ