Что нам может помочь, приучая детей к дисциплине, сохранять при этом контроль над собой?

Итак, что нам может помочь, приучая детей к дисциплине, сохранять при этом контроль над собой? Главный принцип — все решать головой, а не сердцем. Необходимо постоянно помнить о далеко идущих последствиях своих действий и сравнивать их с краткосрочными сиюминутными «достижениями». Например, сердитый окрик способен поставить на место своенравного ребенка. Краткосрочная цель достигнута. Однако, когда родители злоупотребляют этим средством в воспитании, они невольно учат и своих детей повторять гневные реакции в отношениях с людьми, а этот стиль общения запрещается Торой. Того, кто идет на поводу у своего гнева, наши мудрецы сравнивают с идолопоклонником5. Кроме того, гнев приводит ко многим прегрешениям6. В еврейском воспитании есть правомерное место для нечастого проявления справедливого гнева, но от человека при этом требуется оставаться внутренне спокойным7. Кроме того, гневное обращение подразумевает чувство неприязни и отчуждения по отношению к ребенку. Громкий голос, раздраженный тон, искаженное лицо — все это подтверждает: «Я тебя не люблю!» Редкие вспышки гнева вряд ли принесут вред ребенку. Но частые ежедневные контакты такого рода неизбежно вызовут у ребенка чувство неполноценности и неуважения к себе. Чтобы заставить ребенка прекратить разрисовывать стены, нет необходимости ломать его и давить. Достаточно взвесить и решить, как именно разумными средствами можно остановить ребенка.

Однако осознание вреда, который наносят неконтролируемые реакции, не всегда помогает родителям удержаться от них. Усталая мать, которая поддается постоянным провокациям сына-дошкольника, может быть, осознает вред, причиняемый гневом, но не в силах остановиться. Отец, спровоцированный наглым ответом, возмущенный вызовом его достоинству и престижу, может наказать с излишней строгостью. Понимание не способно удержать его от гневной вспышки.

Другое чувство, которое мешает эффективно добиваться дисциплины, — это страх перед сопротивлением ребенка и нежелание вступать в конфликт с ним. Родители часто не принимают никаких мер, когда необходимо вмешаться, просто из желания избежать неприятных сцен. Но политика невмешательства несправедлива как по отношению к родителям, так и по отношению к ребенку. У родителей есть право, так же, как и обязанность, оставаться хозяевами в собственном доме.

Что можно предпринять, чтобы преодолеть свою склонность к преувеличенным импульсивным реакциям, к преобладанию эмоций в реакциях и сдержанно подбирать оптимальные формы воздействия в каждом конкретном случае? Вот несколько предложений:

1. Представьте себе, что в комнате находится ваша приятельница или соседка и что вы при ней наставляете ребенка.

Поразительна разница между тем, как родители обращаются со своими детьми на людях и за закрытыми дверьми. Они со всей очевидностью демонстрируют высокий уровень контроля над своими эмоциями, когда им не хочется ставить себя в неловкое положение перед другими людьми. Уже на смертном ложе раби Иоханан бен Закай посоветовал своим ученикам, чтобы они по меньшей мере так же стеснялись Всевышнего, как они стесняются других людей!8 Да, наши мудрецы напоминают нам: «Знай, что над тобой всевидящий Глаз, всеслышащее Ухо и все твои дела записываются в Книгу»9. Так и у родителей должно быть постоянное чувство, что за ними наблюдают. Простая мысль, что в комнате есть посторонние люди, мобилизует самоконтроль, заставляет прибегать в общении с детьми к разуму, а не к эмоциям.

2. Представьте себе своего ребенка взрослым и зрелым человеком.

Прежде чем «отчитывать» ребенка, вообразите себе его взрослым человеком. Затем представьте себе, что вы запечатлели на кинопленку момент, когда ребенок вел себя плохо, и прокручиваете ее перед повзрослевшим молодым человеком: «Посмотри, как ты брал корзину с грязным бельем и разбрасывал все вещи по комнате», «Посмотри, как ты выбегал утром в школу: по всему дому валяются учебники, завтрак не тронут, домашнее задание забыто под кроватью, пальто едва накинуто», «Посмотри, из-за каких пустяков ты дрался с сестрой». Размышляя над этой сценой, вы заметите, что неожиданно для себя расслабились и начинаете чувствовать, что у нынешних проблем есть своя смешная (или уж, по крайней мере, не столь серьезная) сторона. Кроме того, вы вдруг поймете, что выходки такого рода преходящи и проблемы ваши не вечны. Эти мысли остудят ваш гнев и позволят вам значительно сдержаннее реагировать на поминутные проделки ребенка.

3. Напоминайте себе об очередной «перемене».

В течение дня всегда наступает «перемена», когда можно передохнуть от детского озорства. Это может быть время дневного или ночного сна, например. Глядя на шалости детей, мать может напомнить себе: «Еще два часа — и они пойдут спать». Мысли о предстоящей передышке дают силы справиться с очередной агрессивной «атакой». О старшем ребенке можно подумать: «Через два месяца он отправится в лагерь». С особенно трудными детьми можно успокоить себя: «Еще год — и он пойдет в ешиву. С грудными детьми, с их “проблемными” животиками, возможным недоеданием следует утешить себя мыслью: “Еще несколько месяцев — и все это пройдет”. Эти мысли предназначены не для того, чтобы сбросить с плеч заботы о детях. Цель их — увидеть происходящее в перспективе: трудности данного возраста не будут продолжаться вечно. Воспитание детей может показаться вечным сражением, состоящим из множества боев “местного значения”. Однако проходит лет двадцать, дети вырастают, и начинаешь удивляться, как бежит время, как это получилось, что вчерашний младенец оказался взрослым человеком? Куда ушли годы, когда мы растили его! Можно ежедневно вспоминать, что родительским трудам когда-нибудь приходит конец и что в ретроспективе каждый этап детства кажется мгновением. Это поможет родителям находить в себе силы и мужество справляться с каждой новой трудностью. И тогда эти трудности “раскрошатся” на поддающиеся решению конкретные задачи и перестанут быть комом неразрешимых проблем. Предчувствие приближающейся передышки позволит вам “продержаться” чуть подольше, добавит еще немного терпения. Очевидно, что легче черпать в себе силы и терпение, когда “перемена” наступит через час-полтора. Передышка, отдаленная на несколько месяцев или лет, требует большего воображения и сосредоточенности, но мысли о ней окупаются сполна.

4. Помните, что ребенок ХОЧЕТ, чтобы вы приучали его к дисциплине.

Хотя ребенок протестует против ваших требований и не желает подчиняться дисциплине, на самом деле он стремится к ней. Ребенку крайне необходимо чувствовать, что родители следят за ним, присматривают, помогают ему управлять своими эмоциями, уверенно направляют и не боятся его. Даже когда кажется, что он хочет быть хозяином положения и сражается с родителями, чтобы этого добиться, на самом деле он предпочитает потерпеть поражение. Он знает, что слишком юн, чтобы отвечать за все. Он нуждается в защитнике, в ком-нибудь, на кого можно смотреть снизу вверх. Если он все время добивается своего, если он в состоянии запугать родителей, он теряет защитников. Он остается один, сам по себе. Да и родительское раздражение не проходит даром. Ребенок побеждает с помощью плача, нытья и приставаний, но на лице отца и матери — недовольство и отчуждение, даже если те беспомощно отступают. “О”кей, пусть будет по-твоему,» — говорит взрослый: он уже сыт по горло. Ребенок выигрывает мелкое сражение, но проигрывает войну: он теряет любовь и надежную поддержку взрослых. И потом — если ребенок в принципе послушен и дисциплинирован, родители могут спокойно, без раздражения переносить его слезы и скандалы. Эти демонстрации — лишь «достойное» отступление с поля боя. А за ними — благодарный ребенок, который только рад, что ему дан должный отпор любящими, заботливыми и… бесстрашными родителями.

5. Напоминайте себе: можно испробовать несколько решений, пока не найдется наиболее действенное.

Когда вас беспокоит поведение ребенка, вы не должны считать, что обязаны и способны решить проблему с «первой попытки». Эти чрезмерные требования к себе вызовут только неоправданное беспокойство и напряженность. Составьте план решения проблемы, начав с позитивных, приятных методов воздействия и заканчивая не столь приятными и более строгими средствами. Допустим, ребенок постоянно оставляет пищу в тарелке: «Ты ведь знаешь, Иеошуа, Тора запрещает нам выбрасывать еду. Кроме того, выброшенная пища — это выброшенные деньги. Мы не можем себе позволить тратить деньги впустую. В-третьих, получается, что мама готовила напрасно». Если беседа не улучшает поведения за едой, следует использовать более сильное позитивное воздействие. Например, хвалить его каждый раз, когда он съедает большую часть порции: «Молодец, Иеошуа! Ты почти все съел!» Надо хвалить его постоянно, подталкивая к желаемому результату: «Великолепно, Иеошуа! Ты съедаешь все больше и больше! Не приходится почти ничего выбрасывать. Мы очень рады». Затем хвалить можно пореже, поддерживая достигнутый результат, и постепенно ограничиться редкими одобрительными репликами. Если одна только похвала не приводит к улучшению, следует ввести более мощное позитивное средство: «Иеошуа, давай повесим на холодильник таблицу. Каждый раз, когда ты будешь все съедать, мы поставим тебе “звездочку”. А когда ты заработаешь десять “звездочек”, получишь приз». Если и этот метод не приносит успеха, можно обратиться к мягким негативным последствиям: «Хватит, Иеошуа, я больше не буду терпеть, что мне приходится выбрасывать пищу. Теперь, если не доешь свою порцию, будешь терять “звездочку” на таблице». Если и это не срабатывает, можно прибегнуть к чисто негативной тактике: «Хватит, Иеошуа, я не буду это больше терпеть! Оставишь еду в тарелке — будешь наказан». С этого момента наказание может усиливаться до тех пор, пока ребенок не начнет вести себя за столом надлежащим образом.

Если родители прибегают к жестким формам дисцип-линирования, это значит, что, по сути дела, ребенок сам на них напросился. Ему было предоставлено много возможностей исправиться с гораздо более приятными стимулами. Таким образом, родители полностью снимают с себя ответственность за то, что наказание вызовет у ребенка неудовольствие и досаду. Конечно, нет необходимости прибегать к десяти разным методам в решении какой-нибудь одной проблемы. Двух-трех средств положительного воздействия, до введения негативной тактики, обычно бывает достаточно, чтобы родители не испытывали неудовлетворенности выбранным решением. Более того, уже одно то, что они обдумывают проблему, перебирая подходящие пути к ее разрешению, свидетельствует о разумной, сдержанной, а не импульсивной реакции на раздражающее поведение ребенка. Это значит, что если негативная тактика избрана и применена после определенного взвешивания, а не в порыве гнева и раздражения, в ней нет опасности гневных вспышек.

6. Напоминайте себе, что у вас обычный, нормальный ребенок.

Родители могут зайти слишком далеко и потерять контроль над собой, если им кажется, что их дети — совершенно разнузданные существа. Но, осознавая и помня, что на самом деле ребенок совершает вполне нормальный и естественный для его возраста поступок, родители воспринимают ситуацию спокойней, как бы со стороны, и могут сдержанно реагировать на «провокации». Ниже дан неполный перечень детских поведенческих проблем, свойственных разным возрастным периодам. Если ваш ребенок делает что-нибудь из перечисленного здесь, напомните себе, что его поведение, скорее всего, нормально:

  • закатывает скандалы, хнычет и жалуется
  • обманывает
  • заикается
  • грызет ногти
  • страдает необъяснимыми страхами
  • мочится в постель
  • ворчлив и вечно ворует
  • недоволен; неряшлив
  • ленив; всегда опаздывает
  • спит «на ходу», невнимателен
  • не слышит, когда к нему обращаются
  • плохо ест
  • страдает ночными кошмарами
  • плохо спит
  • не слушается
  • недостаточно быстро развивается
  • боится ходить в школу
  • ссорится с братьями и сестрами
  • сосет палец
  • не ладит со сверстниками
  • не ладит с учителями; слабо успевает в школе

Однако тот факт, что эти проблемы свойственны нормальным детям, не означает, что они исчезнут сами собой. Некоторые из них требуют вмешательства специалистов. Однако во многих случаях родители могут самостоятельно справиться с задачей. И сами по себе эти особенности поведения редко указывают на психические отклонения.

Вопрос в том, что вызывает эти проблемы у детей. Почему они не такие, как мы, — зрелые, разумные, обладающие чувством ответственности, спокойные, трудолюбивые, старательные — образцовые! Но когда они вырастут, они будут походить на нас гораздо больше — со своими уже «взрослыми» проблемами. А пока они менее опытны и зрелы; они лишь начинают развиваться интеллектуально, эмоционально. Они находятся в процессе приобретения опыта, наблюдений, анализа и роста. Это — в значительной степени — учебный процесс, который, мы все надеемся, приведет их к здоровому, благополучному состоянию. И когда родители понимают, что поведение их детей совершенно нормально, когда они осознают его причины (истоки), они могут более разумно и сдержанно относиться к нему.

7. Напоминайте себе, что власть — не в крике.

Часто родители повышают голос, желая продемонстрировать власть, внушить страх и взять контроль в свои руки. В действительности же тот, кто повышает голос, теряет контроль над ситуацией. Детей очень воодушевляет их способность довести взрослого до истерики. Разъяренным родителям вовсе не удается завоевать уважение детей, даже если и удается добиться временного послушания. Ирония заключается в том, что вообще не требуется шума и крика, чтобы добиться истинного контроля над ситуацией. Напротив, спокойное, сдержанное высказывание имеет больше шансов быть услышанным10. «Мудрые слова, сказанные тихо, — слышны…»11

Представьте себе, что происходит, когда полицейский останавливает вашу машину на шоссе. Разве он произносит долгую проповедь об опасностях быстрой езды? Или кричит, что вы безответственно вели себя на дороге, рискуя собственной жизнью и жизнью других людей? Разве он громко возмущается тем, что вы не проявили должного уважения к установленным правилам и превысили скорость? Может быть, он багровеет от гнева, обвиняя вас в необдуманном, крайне опасном поведении?

Как правило, ничего этого не происходит. Обычно у полицейского приятное выражение лица и ровный голос. Он просит вас предъявить водительские права, выражает сожаление по поводу того, что этот инцидент с превышением скорости будет стоить вам двух «проколов» (что, вероятно, повысит ежегодную выплату страховки), возвращает права и желает вам приятного путешествия. Вот и все.

Как бы вы почувствовали себя, примись полицейский кричать на вас? Вы были бы смущены или оскорблены, или взбешены, возмущены, раздражены, агрессивны, возможно, ощущали бы необходимость оправдаться. Дети реагируют на крик точно так же. Может быть, они испугаются и подчинятся авторитету, но при этом испытают также гнев и раздражение, досаду и неприязнь. Несомненно, эти чувства вредны и для взаимоотношений между родителями и детьми, и для развития характера самого ребенка.

Итак, полицейский не кричит. Как же он осуществляет свою власть? Что заставляет вас в следующий раз воздержаться от превышения скорости — по крайней мере, на той же дороге и хотя бы в первое (или какое-то) время?

Все дело в том, что полицейский обладает РЕАЛЬНОЙ властью. Он не нуждается ни в сценах, ни в скандалах, потому что его власть — неотъемлемая часть отношений «водитель — полицейский». Существуют негативные последствия для проступков взрослых людей (штрафы и тюремное заключение), и это в достаточной степени мотивирует исполнение законов. И никто ни на кого не кричит. Конечно же, наказание за нарушение закона должно быть достаточно серьезным, чтобы заставить взрослых избегать его. Если бы полицейский оштрафовал вас на пять центов, вы бы посмеялись и продолжали вести себя в том же духе. Однако когда плата высока, мы предпочитаем подчиниться власти.

Вы как родители должны достигнуть положения полицейского и пользоваться, как и он, реальной властью, создав систему последствий. Пользуйтесь этой властью, бросьте истерику. Крик — это доказательство того, что в вашем доме власть вам не принадлежит.

Пример 1 Неправильно:

Ребенок: Мама, дай молока.

Мать: Возьми.

Ребенок: Я хочу печенье.

Мать: Не сейчас.

Ребенок: Нет, я хочу сейчас.

Мать: Хорошо, возьми свое печенье!

Ребенок: Еще молока.

Мать: Минутку, я занята с малышом.

Ребенок: Я хочу молока! Я хочу молока!

Мать (крича): Я СКАЗАЛА, ПОДОЖДИ МИНУТКУ!

Ребенок: Нет, не через минутку! Я сейчас хочу молока. Сейчас! Чашка пустая! Дай мне сейчас же молока.

Правильно:

Ребенок: Мама, дай молока.

Мать: Попроси, пожалуйста, вежливо.

Ребенок: Можно взять молока, пожалуйста?

Мать: Конечно. Возьми.

Ребенок: Мама, ты не могла бы дать мне печенья, пожалуйста.

Мать: Ты попросил очень вежливо на этот раз. На шабат ты обязательно получишь печенье.

Ребенок: Но я хочу сейчас!

Мать: Я знаю, что тебе хочется сейчас. Ведь оно такое вкусное. Поэтому мы его храним на шабат — особое угощение для особого дня.

Ребенок: Я хочу сейчас! Дай сейчас печенье!

Мать: Мы закончили разговор о печенье. Если ты снова попросишь — выйдешь из-за стола и займешься чем-нибудь другим.

Комментарий

В «неправильном» диалоге мать старается угодить ребенку. По неизвестной причине она не обращает внимания на его манеры и тон и просто дает ему все, что он просит. Однако, в конце концов, ей трудно выполнить просьбу ребенка, и она, естественно, раздражается из-за его настойчивых эгоистичных требований. Ей неприятно чувствовать себя рабой сына, и она с неприязнью воспринимает его наглую настойчивость. Первоначальное желание матери избежать стычки не осуществилось, и в результате весь этот эпизод способствовал ухудшению отношений с ребенком и развитию у него отрицательной черты характера.

В «правильном» диалоге мать и поправляет ребенка, когда он невежливо обращается к ней, и считает нужным не выполнить его просьбу. Ребенку наверняка не понравятся ни замечание, ни отказ выполнить его просьбу, но у матери хватает твердости и мужества делать не то, что легко, а то, что правильно и хорошо для его дальнейшего развития. Мы видим, что, несмотря на строгость, ребенок упрямо продолжает добиваться своего. Но мать понимает, что ее требования не обязательно приведут к немедленным результатам. Все зависит от характера ребенка: иногда может понадобиться множество повторений, чтобы был извлечен необходимый урок. Для иных детей урок повторяется несколько лет! И при этом, независимо от того, слушается ребенок сразу или нет, в самом факте дисциплинирования есть несомненная польза.

Прежде всего, именно мать остается хозяином положения. Следовательно, уменьшается вероятность, что ребенок своим поведением вызовет ее раздражение и неприязнь. Напротив, постоянное использование подходящих средств воздействия обычно удерживает мать от раздражения, гнева и бесконтрольных реакций — благо и для родителей, и для ребенка. Кроме того, дети, которых воспитывают методами, осуществляемыми в терпеливой, сдержанной форме, постепенно учатся таким же терпеливым, сдержанным реакциям. Они непременно будут относиться с уважением и любовью к своим родителям, если не в юные годы, то позже. И последнее. Мать, которая упорно следует разумному, сознательному и систематичному подходу к воспитанию, может быть уверена в том, что она сделала для ребенка все, что могла. Ведь, в конце концов, развитие ребенка зависит не только от родителей. Есть другие факторы, которые играют немаловажную роль: врожденная природа человека (такая, какой ее определил Всевышний), его свобода выбора, другие важные в его жизни люди, взаимоотношения с братьями и сестрами, жизненный опыт, влияние среды и т.д. Родители имеют главное влияние, но не могут брать на себя полную ответственность за конечный результат. И если они уверены, что сделали все от них зависящее, если они излили сердце Творцу, молясь за духовное и физическое благополучие детей, они не должны терзаться чувством вины и сожаления, даже если разочарованы развитием ребенка (хоть это оправдание и не облегчает горечи разочарования). Царь Хизкияу знал из пророчества, что у него вырастет сын-злодей. Тем не менее он использовал любую возможность учить сына Торе, стараясь выполнить свой родительский долг12. К несчастью, когда у родителей не хватает мужества, терпения и желания вести своих детей по правильному пути, у них всегда есть основания упрекнуть себя в плачевных результатах и сожалеть о той роли, которую они сыграли в неудачном развитии ребенка. Это — очень тяжкое бремя.

Пример 2 Неправильно:

Ребенок: Мама, я разлил кое-что на пол.

Мать: Что ты разлил?

Ребенок: Оливковое масло из большой бутылки.

Мать: ЧТО?! ПОКАЖИ-КА! НЕТ, Я ЭТОГО НЕ ПЕРЕНЕСУ! ТЫ ЗНАЕШЬ, СКОЛЬКО ЭТО МАСЛО СТОИТ? И ПОСМОТРИ НА ЭТУ ЛУЖУ! НЕУЖЕЛИ МОЖНО БЫТЬ ТАКИМ НЕУКЛЮЖИМ? ВЕДЬ ЭТО МАСЛО НЕВОЗМОЖНО ВЫТЕРЕТЬ! ОНО РАСТЕКАЕТСЯ ПО ВСЕМУ ПОЛУ, КАК НЕ ЗНАЮ ЧТО! НЕТ, ЭТО НЕВЫНОСИМО! ТЕБЕ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ПОРУЧИТЬ! ПОЧЕМУ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ВСЕ ДЕЛАТЬ ОСТОРОЖНО?! ТЫ ВСЕГДА СОЗДАЕШЬ МНЕ РАБОТУ!

Правильно:

Ребенок: Мама, я разлил кое-что на пол.

Мать: Что ты разлил?

Ребенок: Оливковое масло из большой бутылки.

Мать (начинает медленно считать до десяти, делая глубокий вдох перед каждым счетом): Ну-ка посмотрим… Да-а… недурная лужа, не правда ли? Принеси, пожалуйста, ведро с тряпкой и мыло. Надо это быстро убрать.

Комментарий

В первом диалоге проиллюстрирована естественная реакция на маленькую житейскую «трагедию». Какую мать обрадует необходимость вытирать огромную масляную лужу? Однако давайте проследим за реакцией ребенка на «естественную» вспышку матери. Так как реакция матери очень остра, ребенок может решить, что он совершил ужасный поступок. Обвинения в неуклюжести и в том, что он постоянно создает для матери работу, только усиливают его чувство вины и сознание того, что он — «плохой». Вдобавок ее собственное чрезмерное раздражение учит его, как следует реагировать на неприятные новости (например, когда он узнает, что кто-то катается на его велосипеде без разрешения). Из-за своей незрелости дети переживают за день массу «катастроф» и «трагедий» — значительно больше, чем взрослые. Мать из первого диалога, сама того не желая, своим примером показывает ребенку, как сильно можно огорчаться, если что-то происходит не так, как хочется. И тогда она станет свидетельницей таких же реакций ребенка на каждую неудачу и разочарование.

Второй диалог — очень «нетипичный», «неестественный» для многих из нас. Нужно долго работать над собой, чтобы достигнуть такого уровня — спокойно противостоять неприятным событиям. Перед тем, как «прибыть на место катастрофы», мать считает до десяти, чтобы успокоиться. Ей удается внушить себе, что для неловкого ребенка всякие разбивания — проливания — вещь нормальная; она решает использовать ситуацию для того, чтобы подать пример сдержанности, самоконтроля и поиска выхода из стрессовой ситуации. Когда такой ребенок впадет в истерику из-за того, что кто-то без спросу катается на его велосипеде, мать может напомнить ему, как следует принимать неприятные новости — спокойно и зрело. Для него ситуация с велосипедом — «катастрофа». Нет смысла успокаивать его, что все это не так серьезно. Гораздо полезнее научить ребенка вести себя в таких ситуациях правильно, в соответствии с требованиями и целями Торы. Если мать сама демонстрирует такой подход, попадая в свои личные «катастрофы», ее наставления убедительны и действенны. И наоборот, если она предлагает ему определенный подход к решению проблемы, а сама не практикует его в жизни, вряд ли ее урок будет иметь успех.

Для тех, кто полагает, что такое поведение доступно ангелам, а не матерям «из крови и плоти», я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения «Бейт Яаков». Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: «Никто не порезался?» Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки»13. И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать.

Того, кто полагает, что такое поведение «по плечу» разве что необыкновенным учителям, но никак не обыкновенным мамам, заверяем: еврейские матери ежедневно проявляют не меньшую выдержку. Примеры героического родительского терпения, может быть, не всегда становятся достоянием истории, но всегда «записываются» Всевышним. Ни одна, даже самая небольшая, победа над йецер ара не остается незамеченной Всевышним. Конечно, нам не всегда удается одержать победу. Нередко родители реагируют на ситуацию, не задумываясь, не пытаясь выбрать лучший по возможности ответ.

Тем не менее, если упорно следовать практике самоконтроля и тщательного взвешивания, это принесет свои плоды. Те, кто учится владеть своими эмоциями, однажды обнаружат, что повседневные «маленькие трагедии» не так уж сильно их и огорчают. Даже те, кто поначалу только «притворяется», будто эти «катастрофы» не столь уж страшны, в награду начинают действительно так чувствовать.

5 Шабат 106.

6 Мишлей 29:2.

7 Рамбам, Илхот деот2:3.

8 Брахот 286.

9 Авот 2:1.

10 Шабат 34а.

11 Коэлет 9:17.

12 Сифри, Ваэтханан; Брахот 10а.

13 Дебора Рубин, Дочери судьбы. Нью-Йорк, изд-во «Месора», 1988, с. 177.