Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не вмешивайся в чужой спор, потому что они, в конце концов, помирятся между собой, а ты останешься при гневе»Анагот а-Рош
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Многие родители хотят, чтобы их дети были послушными и ответственными, зачастую используя для достижения этой цели «силовые методы». Можно ли заставить ребенка подчиниться родительским приказам, угрозам, ультиматумам? Несомненно.

Но можно ли заставить ребенка вырасти достойным и благородным человеком?

«Родители часто спрашивают, как научить ответственности своих детей? — пишет американский психолог Хаим Гинот в книге “Между родителем и ребенком” (с. 79). — Многие полагают, что если обязать детей ежедневно выбрасывать мусор или мыть посуду, то это привьет им чувство ответственности. Исполнение этих функций необходимо для домашнего хозяйства, но в вопросах воспитания их эффективность сомнительна. Нередко споры об исполнении обязанностей приводят к баталиям между родителями и детьми, вызывая чувства гнева и взаимного раздражения. Жесткая требовательность может привести к послушанию и чистым кухням, но может также оказать отрицательное влияние на формирование характера детей.

Факт состоит в том, что чувство ответственности не может быть навязано извне. Оно должно развиваться изнутри, на основе впитанных в семье и общине ценностей.

Послушание, не основанное на позитивных ценностях, может быть опасно и разрушительно. Преступники нередко проявляют чувство ответственности по отношению друг к другу или к своей банде… Мафиози исполняют свои обязанности со всей серьезностью. (Нацисты оправдывали свои преступления тем, что они лишь “выполняли приказ”. — Л. К.)

Ребенок может быть вежливым, поддерживать чистоту в комнате, скрупулезно выполнять все свои обязанности, но, тем не менее, принимать безответственные решения. Это особенно верно относительно тех детей, которым всегда говорили что делать, лишая их возможности принимать самостоятельные решения и выработать свою систему ценностей.

Невозможно прямолинейно учить детей ценностям. Ребенок впитывает их, подражая тем людям, которые заслужили его уважение и любовь».

На протяжении тысячелетий изгнания перед евреями стояла сложная задача: как научить соблюдению законов Торы детей, которые росли в нееврейском окружении? Подобная задача стояла перед коганим, которые должны были учить своих детей исполнять законы службы в Храме, от которых были освобождены дети их еврейских соседей. То, как коганим учили своих детей, стало примером для подражания для всех еврейских родителей.

«И сказал Всевышний Моисею: Скажи коганим, сыновьям Аарона, и скажи им…» (Ваикра 21:1).

«Почему Всевышний обращается к Моисею с указанием “скажи”, тут же повторяя “скажи им”?» — спрашивает Раши и, отвечая, приводит слова Талмуда: «Если первое “скажи” обращено к самим служителям Храма, которые должны соблюдать законы ритуальной чистоты, то повторное “скажи им” “предостерегает взрослых”, чтобы родители научили своих детей соблюдать эти законы».

Рабби Моше Файнштейн отмечает: «Если первое “скажи” учит тому, что сказать, то второе “скажи им” указывает, как сказать!»

В Торе часто используется слово «дабэр» — «говори», что означает тяжелый, резкий разговор, в то время как слово «эмор» — скажи традиционно понимается как мягкое, деликатное обращение. Повторяя слово «скажи», Тора подчеркивает, что родители должны находить мягкую форму общения с детьми, не приказывая, а вдохновляя их соблюдать законы Торы.

Почему же Тора прямо не упоминает, что родители должны сказать это детям? Как бы важны ни были слова родителей, еще важнее их поступки! Важно, чтобы родители вели себя, как «коганим, сыновья Аарона». Если дети увидят родителей, с радостью живущих традициями своих отцов, тогда родители станут для них примером.

Способность человека подражать является ключом к пониманию его способности к обучению. Не только дети, но и взрослые, подражая окружающим, обретают новые знания и навыки. Возможно, даже не отдавая себе в этом отчета, мы выбираем героев для подражания. Это могут быть любимые родители или уважаемые учителя, хорошие друзья или вызывающие восхищение знаменитости, персонажи из любимых фильмов и книг.

Свобода выбора, как и любая свобода, обладает своей оборотной стороной. Мы вольны подражать также и недостойным людям. Выбирая героя для подражания, мы в действительности совершаем выбор нашего жизненного пути. Способность подражать выражает саму суть природы человека, сотворенного по «образу и подобию Всевышнего». Тора указывает человеку подражать Всевышнему, реализуя таким образом сокрытый в его душе потенциал духовности: «Люби Всевышнего, иди всеми Его путями и приблизься к Нему (Дварим 11:22).»

Как можно «идти всеми Его путями»? Подражая Всевышнему — «он милосерден, и ты будь милосерден!» — приводит Раши слова мудрецов Талмуда. Как может человек «приблизиться к Нему»? — «Приближаясь к мудрецам!»

Очевидно, что человек не может приблизиться ко Всевышнему физически. Однако, подражая мудрецам, праведникам, благородным и добрым людям, он приближается ко Всевышнему, уподобляясь Ему.

Родители, которые хотят передать своим детям духовные ценности, должны помнить: как бы ни было важно то, что они говорят, еще важнее, как они говорят это своим детям. Лишь общаясь с детьми с уважением и любовью, родители станут примером для подражания, заслужив уважение и любовь своих детей.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.