Уже много было написано о ролевых моделях в воспитании детей. И хотя наше обсуждение посвящено дисциплине, будет полезно определить, что такое ролевые модели и объяснить, почему они так важны для всех аспектов воспитания детей и, в том числе, для дисциплины.

Уже много было написано о ролевых моделях в воспитании детей. И хотя наше обсуждение посвящено дисциплине, будет полезно определить, что такое ролевые модели и объяснить, почему они так важны для всех аспектов воспитания детей и, в том числе, для дисциплины.

Видеть — это доверять.

Зрительные образы воздействуют на нас, передают идеи сильно и эмоционально. Выражение «видеть — это верить» содержит больше, чем зерно истины. Действительно, Раши говорит нам, что определенные образы укрепляют веру [1], и Сефер Кузари поощряет нас изобразить узловые моменты еврейской истории [2]. То, что мы видим, производит на нас огромное впечатление [3]. Достаточно сказать, что видимое важно для совершенствования нашего внутреннего мира. «Ролевые модели» необходимы для демонстрации идей, которые мы хотим передать нашим детям, используя столь важное для этого чувство зрения.

Наша собственная Тора.

Другое важное преимущество ролевого моделирования состоит в том, что это не прямолинейное обучение. Ребенок сам наблюдает и делает из этого выводы. Такой тип учения так же важен для детей, как и для наших мудрецов. Как говорит Талмуд, то, чего мудрецы достигали своими усилиями, они особенно любили [4].

Любовь к собственным выводам и заключениям — выражение того факта, что человек инстинктивно любит самого себя [5]. Эта любовь распространяется на то, чем он владеет [6], и, как мы уже видели, на его идеи. Как замечал мой рав и учитель, «человек погружен в свою Тору днем и ночью» [7]. То, что мы воспринимаем, как нашу собственную Тору, имеет для нас особое значение.

Важность ролевых моделей может показать сцена, которую я наблюдал много лет назад:

Отец однажды пожаловался на своего сына раву Гершелю Заксу, главе школы в Иерусалиме. «У него такой характер!» — воскликнул отец. Рав Гершель терпеливо слушал, а потом спросил: «А у вас есть характер?»

Наши дети невероятно внимательно наблюдают за нами и могут осознавать наши чувства и ценности. Как говорит рав Цадок Гакоген, действия ребенка обнаруживают то, что скрыто в душе у родителей [8]. И Хазон Иш писал, что ученики больше учатся на примере действий, а не слов учителя [9]. Это правило распространяется и на отношения родителей и детей.

Ролевое моделирование дисциплины.

Самодисциплине научить еще труднее, чем насадить дисциплину сверху. Как говорит рав Гирш, большинство детей видят недостаток самодисциплины своих родителей. Родители дают команды, но сами так не делают. Может быть, поэтому так трудно научить детей самодисциплине. Но в доме, поистине основанном на Торе, дети видят, как родители подчиняют себя Творцу. Эта субординация служит воодушевляющим примером для детей [10].

В дополнение к соблюдению Торы многие родители дают пример уважения к своим родителям. Когда дети видят, с какой заботой и уважением родители относятся к их бабушке с дедушкой, этот урок не проходит даром. А если у тех тяжелый характер, то их ребенок-родитель может рассматривать это как дар Небес. Когда ваши дети повзрослеют, они оценят, как вы проявляли уважение к своим родителям в самых трудных обстоятельствах, и последуют вашему примеру. Этот урок не будет для них потерян, и в будущем принесет вам богатые дивиденды, особенно, если вы не будете слишком сварливыми. Это осознание поможет вам пережить самые бурные периоды.

Я не могу закончить, не подчеркнув важности хороших отношений между супругами. Если родители уважают друг друга, так же будут поступать и их дети. Так что старайтесь улаживать все расхождения во мнениях дружелюбно и наедине. Это во многих отношениях улучшит атмосферу в доме, и в семье возникнет тенденция внимательно учитывать желания всех сторон.

Резюме

Дети больше всего учатся на примере родителей. Что они видят, то вы и получаете!

Примечания

1. См. Раши к Шмот, 20:19, где он пишет: «Есть разница между тем, что человек видит сам, и тем, что ему описывают другие, потому что иногда он не знает, доверять ли этому описанию».

2. См. Кузари, часть 3:5.

3. Достаточно сказать, что величие прежних поколений — прежде всего в том, что они видели. Хотя идеи могут передаваться из поколения в поколение, но не опыт и переживания. Например, хотя теория эволюции пронеслась по миру как буря, на рава Нафтали Амстердама (1832—1916) она не произвела впечатления, и не потому, что он мог разоблачить интеллектуальные построения Дарвина. Он просто сказал: «Я был знаком с равом Исраэлем Салантером (1810-83). Рав Салантер с дерева не слезал!» (Рав Шломо Вольбе, Алей шор, том 1, стр. 57). Как сказано в Талмуде (Брахот, 20а), может быть, поздние поколения больше учились, но их предшественники больше хотели жертвовать ради Торы, эмоциональная вовлеченность была иной. И так же в Сидуре июн Гатфила рав Яаков Цви Мекленбург (один из гигантов немецкого еврейства восемнадцатого века, ученик легендарного раби Акивы Эйгера) цитирует великого Яавеца (1435—1507), который жил во время изгнания из Испании и сказал: «Те, чей иудаизм был “интеллектуальным”, не в силах были покинуть Испанию и все свое имущество, и поэтому стали маранами (принявшими для маскировки христианство). А женщины и простые люди пошли на испытания изгнания и вынесли их, потому что их вера была эмоциональной».

4. См. Бава кама, 17б.

5. Тора говорит, что мы должны «любить ближнего, как самого себя» (Ваикра, 19:18), предполагая, что мы будем любить себя.

6. См. Сидур Агро, где Гаон из Вильно указывает, что слово хус в Шма колейну в первую очередь относится к собственности.

7. Тегилим, 1:2.

8. См. Цидкат Гацадик, раздел 63.

9. См. Хазон Иш, Эмуна увитахон, гл. 4, раздел 16.

10. См. рав Гирш, Йесодот ахинух, часть 2, стр. 56.