Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

Все что ни делается…

Все что ни делается — к лучшему, говорят люди, перефразируя слова мудрецов Талмуда: «Все, что делает Всевышний, — к добру!» Легко сказать, но как зачастую трудно бывает принять эту простую истину человеку, стоящему перед лицом испытаний или трагедии. Иногда мы просто не понимаем, как какое-либо событие может быть к добру. Что ж, и в этом свой смысл, ибо существует особая причина, по которой будущее сокрыто от нас. Сам факт, что мы не знаем, почему какое-то событие к добру, тоже к добру, утверждал один ребе…

— Кого следует любить в первую очередь? — спросил меня мой сосед, доктор психологии, в то время как я, не торопясь, проходил мимо его дома. Этот жизнерадостный человек недавно перенес вторую операцию в связи с опухолью мозга. К несчастью, в результате операции он частично потерял зрение, но сумел сохранить оптимизм и общительность. Он любит задавать каверзные вопросы и давать на них неожиданные ответы. Однако на этот раз я решил опередить его.

— Прежде всего следует любить себя самого! — ответил я, решив не отвечать стандартно, что следует прежде всего любить свою семью, свой народ.

— Откуда ты это знаешь? — удивился он.

— Сказано в Торе: «Возлюби ближнего, как самого себя!»…

— Неужели нам нужно учиться любить себя? — спросит читатель. — Разве любовь к себе не является врожденным и естественным?

Зачастую мы живем с затаенной обидой на судьбу, на Б-га, на самих себя. Мы отказываемся принять определенные события нашей жизни. Нам бывает чрезвычайно трудно принять некоторых людей такими, какие они есть. Есть люди, которым не нравится их лицо, тело. В результате они живут с затаенной обидой на судьбу, на Б-га, на самих себя. Это вызывает внутреннее раздражение, которое в конце концов выливается в гнев на других. Ибо мы проецируем наши чувства к себе на окружающих людей.

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках». Один человек может оказаться в автомобильной пробке и сгорать от гнева и стресса, другой в это время, понимая, что не может ускорить движение, расслабляется, слушая приятную музыку или аудиокассету урока Торы.

Когда человек начинает принимать свою судьбу, он делает первый шаг на пути к любви к Б-гу и к людям. Когда он осознает, что все события в его жизни произошли по воле Всевышнего, что все они имеют какой-то смысл, то он в конце концов скажет: «Все что ни делается — к лучшему!» Даже испытания, которые посылает Всевышний человеку, — для его же блага. Преодолевая испытания, человек становится сильнее, возвышается духовно и в заслугу удостаивается награды.

Настанет день!

Три года назад я узнал, что Шева, семилетняя дочка моего соседа Яакова, заболела страшной, неизлечимой болезнью. В первый день праздника Суккот этого года Шева скончалась. Родные, друзья и соседи пришли, чтобы проводить ее в последний путь.

Отец Шевы обратился к нам:

В эти дни праздников, по традиции, не оплакивают умерших, однако я хочу прочитать вам несколько слов, написанных моей дочерью, которые могут побудить нас к раскаянию. Когда Шева попала в больницу три года назад, врачи, поставив диагноз, сообщили ей, что она очень тяжело больна. Вскоре психологи попросили Шеву письменно ответить на вопрос: «Думаешь ли ты, что твоя болезнь — это несправедливо?» Моя семилетняя дочка написала в ответ: «То, что делает Всевышний, не может быть несправедливо…». Читая эти слова, отец заплакал. С ним плакали все.

«Несмотря на тяжелую болезнь, Шева продолжала быть любящей дочерью и сестрой, — продолжил отец. — Даже в последние месяцы, когда она могла передвигаться только в инвалидном кресле, она продолжала с особой любовью заботиться о своих младших братьях и сестрах…»

Тогда я вспомнил о трагедии, которая произошла 9 августа 2001 года в самом центре Иерусалима, когда террорист ворвался в ресторан «Сбарро» и, взорвав пояс шахида, убил 15 человек, 130 получили ранения. Пятеро погибших были членами одной семьи выходцев из Голландии, детьми переживших Катастрофу людей: Мордехай и Цира Швивашудер и трое их детей — Рая (14 лет), Авраам (4 года), Хемда (3 года). Хая 11 лет и Лея 18 лет были ранены, два их брата в момент трагедии находились в иешиве и не пострадали. 10 августа состоялись похороны семьи, на которые Лею принесли прямо на больничной кровати. В присутствии Ариэля Шарона 11-летняя Лея сказала, что не знает, почему произошла эта трагедия, но твердо верит, что настанет день, и она узнает, что «все что Всевышний делает — к добру!» 18-летняя Хая была тяжело ранена и не смогла присутствовать на похоронах, но она из больницы передала следующие слова: «Ничто в этом мире не происходит без причины. Всевышний хочет сказать нам, что мы должны стать лучше…».

Великое испытание

«И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хеврон». (Берешит 23:1—2)

Почему Тора повторяет «годы жизни Сары»? Для того чтобы научить нас, что «все годы жизни Сары были одинаково хорошими», объясняет Раши.

«Но разве жизнь Сары была легкой? — возразит читатель. — Ее отец Харан был брошен в огонь Нимродом и погиб. Сара была в плену у египетского Фараона и царя Авимелеха. Много лет она страдала из-за бездетности. Узнав о том, что Авраам увел Ицхака для жертвоприношения, Сара умерла».

Потому мудрецы учат нас, что в глазах праведницы Сары все годы ее жизни, даже годы испытаний и страданий, были прекрасны. Ибо счастье внутри нас!

История смерти Сары считается, по мнению мудрецов, последним, десятым, и самым великим испытанием Авраама. Даже более великим, чем жертвоприношение Ицхака. Тогда Авраам получил благословление, что его дети станут народом вечности. Однако, вернувшись вместе с Ицхаком домой, Авраам столкнулся с трагедией, которая, казалось, произошла по его вине. Сара умерла, узнав, что он хочет пожертвовать сыном. Авраам мог винить в ее смерти Б-га, мог винить себя, мог выразить сожаление о том, что исполнил волю Всевышнего. Тогда он потерял бы заслугу «жертвоприношения Ицхака» и великое благословение Всевышнего. Ибо точно так же, как человек, совершивший дурной поступок и сожалеющий об этом, стирает этот грех из своего прошлого, так же и человек, совершивший что-то хорошее, может стереть сожалением об этом свою заслугу.

Авраам не выразил сожаления, не потерял благословения для своих потомков, а принял смерть Сары как еще одно испытание, которое он с честью преодолел. Потому Тора подчеркивает — «это годы жизни Сары», она прожила все то время, которое отвел ей Всевышний в этом мире. Аврааму лишь оставалось не сожалеть о выполненной заповеди, а с любовью принять от Всевышнего все, что Он делает.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»