Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что делает филиал «Толдот Йешурун» в «религиозной столице Израиля»?

Город Бней-Брак по праву можно назвать «религиозной столицей Израиля». Но если вы предполагаете, что если это место и так настолько религиозное, то отделению «Толдот Йешурун» здесь нечего делать, то вы ошибаетесь. Именно здесь с благословения величайшего авторитета Торы, рава Аарона-Йеуды-Лейба Штеймана, ровно год назад открылся новый колель этой всеизраильской организации. Ведь, во-первых, и в самом Бней-Браке есть немало русскоязычных жителей, которым недостает уроков Торы на их уровне. (Хотя, надо отдать должное, такие уроки все же существуют. В частности, по воскресеньям и вторникам есть прекрасные уроки на базе йешивы «Нетивот Олам»). Кое-кто из них при этом все-таки безукоризненно соблюдает все заповеди Торы, а кто-то — все еще имеет о них довольно расплывчатое представление.

Кроме того, существуют люди, считающие себя чуть ли не ультро-ортодоксами, тогда как на деле им не хватает самых элементарных знаний о еврействе. Приведем конкретный случай: один из местных учеников отлично знал о том, что в шабат нельзя зажигать свет, но даже не подозревал, что и гасить свет в шабат является нарушением еврейского закона. Таким людям, как признаются они сами, занятия в «Толдот Йешурун» идеально подходят для их духовного роста.

learning in a chavrusa

Географическое расположение Бней-Брака в центре Большого Тель-Авива, позволяет учиться здесь всем желающим со всего Гуш-Дана. И действительно, в филиал «Толдот Йешурун» в Бней-Браке съежаются люди и из Тель-Авива, и из Петах-Тиквы и даже из расположенного в Самарии города Ариеля.

Овадья Тухнир
Овадья Тухнир

У истоков деятельности местного колеля «Толдот Йешурун» стояло всего четыре пары во главе с местным лидером, Овадьей Тухниром. Сегодня их число возрасло почти в три раза. Здесь есть и учащаяся молодежь, и работающая публика, и пенсионеры. Сюда приходят и современные программисты, и бывший директор музыкальной школы. Людей, полностью оторванных от еврейских традиций, здесь вряд ли встретишь. Но зато здесь есть те, кто сами, без посторонней помощи никогда бы не смогли качественно учиться.

Асаф-Симха Фридман
Асаф-Симха Фридман

Занятия тут проводятся три раза в неделю. В начале — это полуторачасовые занятия в парах-хаврутах, типичные для всех отделений «Толдот Йешурун». А затем большинство учеников (а также и «учителей») остаются прослушать уроки наших видных лекторов. По воскресеньям это — глубокий и серьезный урок израильтянина Асафа-Симхи Фридмана. Признаться честно, этот урок несколько сложноват для новичков. (Исключение состовляют программисты, чья профессиональная логика позволяет им свободно погружаться в дебри Талмуда.) Но, как подметил Овадья, когда ты бежишь вслед за тронувшимся в путь поездом, у тебя есть шанс догнать его, а если ты пытаешься от поезда убежать, ты, увы, рискуешь быть задавленным. Так, еврей по своей сути и по своему призванию всегда движется вперед. И урок рава Фридман очень помогает в этом направлении.

По вторникам эстафету принимает раввин Симха Акерман, много лет возглавающий русскоязычное отделение вышеупомянутой йешивы «Нетивот олам». А здесь он преподает законы субботы и праздников на русском языке. И, наконец, по четвергам здесь можно послушать лекции по недельной главе Торы раввина Разиэля Минке, человека воистину удивительного.

рав Разиель Минке
Рав Разиель Минке Кореной израильтянин, гурский хасид, быший руководитель гурской йешивы, член раввинского суда города Бней-Брак и журналист, рав Минке вместе с его верной спутницей жизни не первый год вкладывают всю душу в облегчение духовной абсорбции репатриантов из бывшего Советского Союза. Практически на каждый праздник помимо многочисленных домочадцев за столом у рава Минке можно встретить русскоязычных гостей, чувствующих себя здесь как дома.

Пожалуй, единственным недостатком местного филиала «Толдот Йешурун» в Бней-Браке является некая несплоченность коллектива. И тут как раз кстати пришлась инициатива местного активиста, Моше Варшавского. Каждому из присутствующих было предложено по очереди подготовить пятиминутный урок, с которым ему бы предстояло выступить перед своими соучениками. Так у каждого в этом тесном кругу появится возможность выразить себя и высказать то, что близко его душе. И, конечно же, большие надежды в этом плане возлагаются и на ближайшую совместную поездку на всеизраильскую встречу «Толдот Йешурун», дающую представителям каждого отделения почувствовать себя крепкой ветвью единой, дружной общины!


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.