Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если и существует в Торе уровень, к которому применимо понятие «каббала» — принимать — то это именно уровень каббалы — сокровенной части Торы — знания, предназначенного для посвященных

Однако это понятие требует более глубокого объяснения, ведь мы знаем, что вся Тора является знанием, специально «переданным» Создателем еврейскому народу через Моше. «Моше получил Тору на Синае», — читаем мы в первой Мишне «Пиркей авот» («Поучения отцов»).

Тексты Каббалы также следовали этим путем. Они были переданы устно, позже одновременно с Мишной записаны мудрецами. Один из этих мудрецов раби Шимон бар Йохай, имя которого, впрочем, очень часто упоминается в других текстах того времени, а именно в Мишне и Барайте.

Тогда чем отличается Каббала от других частей Торы?

Различия между Мишной и Каббалой

Мишна базируется на реальных конкретных понятиях. В ней могут рассматриваться случай с быком, поддевшим на рога корову, или способ трубить в шофар, перечисляться 39 работ, запрещенных в шабат и т.д. Заповеди, которые она описывает, в большинстве своем основаны на реальной действительности.

Даже различные уровни понимания, а именно «Пшат» (буквальный смысл), «Драш» (интерпретация) и «Ремез» (намеки), обычно доступны в том, что касается открытой части Торы, так как человек, который с ними сталкивается, находит в них сведения из реального, близкого ему мира; и они соответствуют его повседневному опыту.

Это касается большинства текстов наших мудрецов независимо от того, относятся ли они к миру природы, социальных отношений или же технических и научных мировых проблем.

Даже когда некоторые тексты Мишны касаются непосредственно мира идей, с помощью человеческой интуиции можно уловить их смысл, так как эти идеи, какими бы возвышенными они ни были, все еще относятся к реальности.

В Каббале, напротив, описаны структуры совершенно другого порядка: ее понятия ускользают от человеческого понимания, так как они принадлежат миру полной, абсолютной абстракции.

Даже само значение слова «сфира», являющегося одним из базовых определений в Каббале, указывает на абстрактность этого понятия. Гаон из Вильно пишет в своем комментарии к Сефер Йецира (стр. 5, пункт 5): «Почему сфирот называются та к (их корень “лиспор” — “считать”)? Потому что число есть лишь создание ума, не связанное с материей».

Рав Хаим из Воложина, самый выдающийся ученик Гаона из Вильно, приводит утверждение от лица своего учителя (Кетер Рош, окончание сидура а-Гра, параграф 61): «Там, где кончается философия, там и по ту сторону начинается мудрость Каббалы».

Каббала — это изнурительное бесплотное учение, не связанное ни с чем пережитым, потому что оно не использует никакого точного ориентира. Это самое бескорыстное учение, поскольку оно не отвечает никакой реальной мысли. Как ни парадоксально, но, вероятно, это и является причиной, по которой Каббала вызывает столько любопытства, хотя любопытные часто бывают разочарованы его эзотерическим характером.

Предмет Каббалы

Но что является предметом этой абстракции, что формирует систему каббалистического учения.

В третьей главе «Пиркей рава Элиезера» написано: «До создания мира Б-г и его Имя были единой сущностью».

Глубокая реальность Создателя может не поддаваться разуму человека созданного. Разум человека может начать функционировать, прийти к началу понимания лишь на уровне «названия» Вс-вышнего. Перечисление имен Б-га формирует первое звено промежуточной инстанции, позволяющей начать строительство отношений между Б-гом и человеком.

Мы находим великое множество примеров в этом духе в Торе и молитвах, где упоминается Имя. (см. Дварим, 32:3)

В тексте Адон Олам мы говорим: «Хозяин мира …, который правил до того, как что-либо было создано … когда по Его воле все было завершено, кто тогда называется Его именем: Царь».

«Я откроюсь тебе посредством Своего Имени» (Шмот, 33:17).

По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луцатто), знание и изучение имен Создателя и составляет предмет Каббалы. Во вступлении к книге «Философ и каббалист» Рамхаль развивает высказывание из «Пиркей рава Элиезера», цитируемое ранее: «На горе Синай Б-г открыл еврейскому народу знание своего великого Имени и секрет своих чудесных деяний».

Имена Б-га содержат в себе ключи мира. Они глубоко пронизаны святостью Вс-вышнего. Рамхаль в книге «Философ и каббалист» подробно рассматривает вопрос присутствия святости Создателя в Его Именах, изучаемых Каббалой, и риск возможных искажений, заключенный в этом феномене.

Знай своего Б-га

Изречение Торы гласит: «Ты узнаешь в этот день, и ты поведаешь это своему сердцу, что Б-г — Г-сподин». (Дварим, 4:39). По мнению Рамхаля, этот текст — заповедь, предписывающая охватить разумом Б-жественное присутствие в мире с помощью изучения Каббалы и обрести понимание того, что мир полностью зависит от Б-жественного, что все организовано и запрограммировано. Подтверждение сказанному — гематрия (числовое значение) слова «Элоким», имени Б-га, выражающего Его связь с «а-тева» (природой). Гематрия слова «Элоким» (Б-г) равна 86, точно также гематрия слова «а-тева» — 86.

То, что структура мира такова, нужно не просто принять на веру, это нужно понять разумом. («Философ и Каббалист», стр. 116).

Чтобы растолковать подробнее суть приведенной выше мысли, часто сравнивают Каббалу, которая описывает схему отношений между вещами и живыми существами и всю материальную и ощутимую реальность Создания, с неким подобием географической карты…

Сефер Йецира является планом конструкции (Маасе Берешит), а Маасе Меркава пророчества Йехезкеля — схемой функционирования. (см. Раби Цадок А-Коэн, Сефер А-Цирконот, стр. 29—33)

В наше время

Рамхаль (Вступление к Шаре Рамхаль, стр. 36) пишет, что в наши дни в изгнании, в отсутствие Храма знание Каббалы не может породить глубокое понимание устройства и функционирования мироздания. Ситуация была совсем иной во время дарования Торы на горе Синай всему еврейскому народу, или впоследствии у пророков, или в короткие периоды эпохи раби Шимона бар Йохая и даже в эпоху Ари, благословенна память праведника. Это периоды, когда связь между знанием и действительностью была реальной.

Рав Иргас в своем труде «Шомер Эмуним а-Кадман» иллюстрирует эту связь, предлагая представить очень длинную подвешенную веревку, которая, если ты ее трогаешь снизу, передает это воздействие лишь слабо, а вверху на другом конце оно становится едва ощутимым.

Таким образом, изучение Каббалы больше не создает никакой ощутимой значимости или мистического опыта. Суть его, следовательно, очень бесплотна, поскольку, как говорит Рамхаль, понимание его запечатано и заперто на засов почти абсолютным образом.

Рав Й. Хеймендингер, Перевод Полины Розенблат, из журнала «Мир Торы», Москва

Читайте также: тема Мистика и Иудаизм