Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей

Глава «Насо» завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме.

ТОРА ОБ ИСПОВЕДИ

Среди заповедей, которые глава излагает после того, как заканчивает описание подсчета левитов, есть такая: «Если мужчина или женщина совершат [что-либо] из всех грехов человеческих… То пусть признают свой грех… и возвратит он то, чем провинился, сполна и пятую часть прибавит к нему…помимо овна искупления»(5:6—8).

К чему обязывает нас эта заповедь? Рассмотрим ее настолько подробно, насколько это возможно в коротком разговоре.

«Пусть признают свой грех». Под этим выражением Тора подразумевает исповедь. Это единственное место в Пятикнижии, где говорится об исповеди.

Что такое в понимании Торы «признать свой грех»? Как именно человек должен исповедаться? Перед кем признаться в том, что плохого он сделал?

Еврей, который исповедуется, не обязан никого ставить в известность о том, что именно он совершил. Исповедь еврея не предполагает признания ни тому, перед кем он провинился, ни священнику. Исповедуется еврей только перед Б-гом. Между ним и Б-гом нет посредников. Только Б-гу он высказывает свое сожаление о том, что сделал, и свою решимость больше так не делать. Это и есть исповедь — пожалеть об ошибке и твердо решить больше ничего подобного не делать.

«С овершат [что-либо] из… грехов». Это выражение комментаторы понимают совершенно конкретно. Сопоставляя его с аналогичными выражениями в Торе, они приходят к заключению, что Тора имеет в виду грабеж, т.е. присвоение чужих денег или имущества, и ложную клятву, скажем, клятвенное отрицание того, что эти деньги были взяты. И уже из этого заключения Рамбам делает вывод, что требование исповеди распространяется на любой дурной поступок, если человек в нем раскаялся.

«…возвратит он то, чем провинился, сполна и пятую часть прибавит…» Человек обязан вернуть похищенное тому, у кого он похитил, или — если ограбленный умер — его наследникам (подразумевается наследование по законам Торы). Талмуд указывает: молча, без объяснений, передал деньги настоящему владельцу — заповедь выполнил. Скажем, человек украл мотоцикл, а потом раскаялся. Он вполне может позвонить и сказать пострадавшему: за Вашей дверью под ковриком лежит такая-то сумма (равная стоимости мотоцикла). И даже не назвать своего имени.

Возможна другая ситуация: похитителю было предъявлено обвинение в хищении, а он клятвенно отрицал, что взял чужое. В таком случае, если он впоследствии раскаялся и признал свою вину, он добавляет к стоимости похищенного еще четверть от нее (в Торе сказано — пятую часть, что подразумевает — от всей суммы; например, украденные 100 рублей следует возместить 125 рублями, так что добавочные 25 составляют одну пятую от 125). Добавочная сумма вручается отдельно от основной.

Бывают ситуации, когда нанесению материального ущерба сопутствует ущерб физический или моральный. В этих случаях человек обязан просить прощения у того, кого он обидел своим поступком. Но это не исповедь. Если его действия как-то обидели другого, человек просит прощения. Если обиды не было — например, сумма похищена из совместного бизнеса, чего партнер не заметил, — прощения не просит. И даже не обязан афишировать возврат денег.

Грабеж на дороге, скажем, трудно представить себе без нанесения телесных повреждений и морального ущерба. В таком случае, говорит Рамбам, необходимо не только возместить материальный ущерб, но и просить прощения, в отличие от ущерба, который достаточно возместить.

«…помимо овна искупления…» Кроме исповеди и возвращения похищенного, давший ложную клятву должен еще принести жертву ашам (повинную жертву). Он отправляется к потерпевшему, вручает ему в той или иной форме добавочную пятую часть, а потом идет в Храм и совершает жертвоприношение. В наше время, поскольку нет жертвоприношений, нет и добавочной пятой части.

Для заповеди, о которой мы говорим, характерна четкая последовательность действий. Она отражает очень важную закономерность: исповедаться человек должен перед Б-гом, жертву он приносит Б-гу, а вот прощения просит у того, кого обидел, и это он обязан сделать в первую очередь, прежде чем принесет жертвоприношение. Говорит Талмуд: отдал награбленное перед жертвой — выполнил (заповедь), сделал наоборот — не выполнил.

Для того, чтобы Всевышний простил виновного, его сначала должен простить тот, кого он обидел. Так что не только от нашей готовности раскаяться, но и от нашего умения прощать зависит очень многое.