Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Ешива, Милосердие, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
[1]«Ведь в сиянии лика Твоего, Г-сподь, Б-г наш, Ты даровал нам Тору жизни и любовь к милосердию…» (Молитва «Шмоне Эсре»).
Любовь к милосердию — драгоценный дар Всевышнего избранному Им народу — Израилю. Он укоренил ее в наших сердцах, даровал нам радость от деяний добра и постоянное стремление к истине. Эти прекрасные качества души отличают нас от других народов. Мы совершаем добрые дела не только потому, что их предписывает Тора подобно заповедям цицит и тфилин, и не только из-за того, что любим людей и хотим видеть их счастливыми.
Все это могло бы быть достаточными причинами, побуждающими нас к оказанию милосердия тем, кого мы любим, чтобы радоваться, когда они обретают недостающее. Ведь народ Израиля творит милосердие по внутренней душевной склонности — из любви к добрым делам. Еврей получает огромное удовольствие, распространяя в мире добро, исправляя искаженное и создавая истинное, превращая бедность в богатство и несчастного в счастливого.
Еврей любит милосердие так же, как мудрость, и заботится даже о незнакомых ему, порой заурядных людях, поскольку для него оказание добра — величайшее наслаждение, к которому он стремится. И чем больше он сможет проявить милосердие, тем сильнее будет его радость и желание совершать и совершенствовать свои добрые дела, пока в это не будут вовлечены вся его душа и сердце. Он внимательно следит за тем, чтобы его поступки были цельными и чистыми от любого загрязнения. И, проявляя милосердие к ближнему, он старается, чтобы у принимающего не возникло неприятного чувства оттого, что он получает дар от человека из плоти и крови, — ведь это его печалит, угнетает и уменьшает его радость, и такое милосердие не является совершенным.
Необходимо всячески скрывать свои добрые дела, чтобы получающий не видел руки дающего и его удовольствие не омрачилось даже малейшим страданием. И тогда милосердие окажется цельным, что дарует самую большую награду оказавшему его. А это возможно, только если позаботиться о ближнем незаметно, чтобы тот вообще не знал, от кого пришла помощь, и ему казалось, что со всеми трудностями он справился своими силами.
И это не единственная причина остерегаться, чтобы к удовольствию не примешалось страдание. Даже если удается исполнить свой долг по отношению к ближнему наилучшим образом, сокрыв содеянное от его глаз, все же необходимо быть осмотрительным в том, чтобы добрые дела были чисты от всяческих загрязнений и не запятнаны чуждыми намерениями и мыслями, желанием известности и славы. Ведь недостойная мотивация и неискренность обесценивают милосердие, лишая его красоты и великолепия.
Любящий милосердие получает от него большое наслаждение и изо всех сил старается, чтобы его результатом стало совершенное деяние, осуществленное с желанием души, чистое от всякого следа чуждых и посторонних намерений. Изо дня в день, от поступка к поступку человеку следует думать о том, как украсить свое милосердие, добавить ему великолепия… Непреодолимо должно быть стремление к совершенному милосердию, проистекающему из глубин еврейской души! Поэтому мы видим, что евреи, даже отдалившиеся от святой Торы, все же остаются щедрыми людьми. Они творят милосердие в скромности, скрыто и мудро, чтобы никому не были известны их деяния.
Любовь к милосердию, источником которой является еврейская душа, не ограничивается соображениями, связанными с временной жизнью в этом мире, восполнением того, чего не хватает другим в области материального, и обеспечением их жизненных потребностей. Когда еврей помогает ближнему в материальных делах, усиливается его желание даровать людям вечное и непреходящее духовное благо, поддержать жизнь их душ, научить пониманию, приблизить к постижению Б-га, ибо в этом — весь человек. Ведь объект милосердия — это не только физическое тело. В первую очередь добро должно укреплять дух и душу.
Мудрецы Талмуда пояснили это в притче о царской дочери: «Даже если ты преподнесешь ей все, что только есть в мире, — для нее это ничего не значит, потому что она — дочь царя. То же самое и душа: если ты предоставишь ей любые царские почести и наслаждения, для нее они не будут иметь никакой цены, потому что ее источник — в высших мирах»[2]. Все изыски и наслаждения нижнего мира в ее глазах — ничто. А что доставит ей истинное удовольствие? — Только духовное возвышение. И ради этого любящий милосердие старается поделиться с другими знанием Б-га и трепетом перед Небесами, дабы раскрылись их глаза, и они увидели истину. Еврей учит товарища Торе, поскольку единственный истинный голод — это стремление к Б-жественному Знанию. Он старается помочь ближнему обрести заслугу исполнения заповеди, ибо настоящая нагота — это отсутствие одеяния заповедей. Поэтому главное милосердие — духовное, ведь оно сохраняется навечно. Именно такое совершенное милосердие мы находим в деяниях нашего праотца Авраама. Он разбил шатер в Беэр Шеве, встречал, кормил и поил путников, удовлетворял все их нужды, не делая между ними никаких различий. Этим странникам, которые оставили свои дома и вышли в дорогу, не хватало привычного благоденствия и покоя, а в шатре нашего праотца они получали больше всяческих благ, чем дома. Но Авраам не ограничивался только таким милосердием. Когда они вкушали от его щедрости, им недоставало самого главного: они не знали себя, не постигли высочайшей ценности своей души, наслаждались благами этого мира, не задумываясь о существовании его Творца. Разве такое удовольствие может быть полным?
Если люди не понимают главного, они подобны животным. А раз так, то благодетель все еще не оказал им истинного милосердия, в котором они действительно нуждаются. Поэтому Авраам прилагал все усилия, дабы открыть им, что Всевышний сотворил мир и управляет им, рассказать, как велика значимость человека, созданного для наслаждения сиянием Б-жественного присутствия и созерцания великолепия Всевышнего. Этому он их обучал, и те, кто прежде были подобны животным, становились людьми глубочайшей мудрости, и об этом сказано: «…и души, которые сделали в Харане…»[3]
Таким было милосердие Авраама: он не только одаривал людей материальными благами, но и помогал им взойти на высочайшие ступени понимания, спасая их от падения в Преисподнюю. Это — суть истинного милосердия, к которому должны стремиться потомки Авраама: творить добро, подобное его милосердию, радоваться своим деяниям и одаривать людей благом во имя их вечного счастья.
Такая любовь к милосердию — это дар Всевышнего Его народу Израилю.
[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в «Ор Ацефен».
[2] Мидраш Рабба, Коэлет, гл. 6.
[3] Берешит 12:5.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.