Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех
30. Сокрушить в себе вожделение материального. Уяснить себе как следует, что вожделение заставило душу согрешить, оно — как бы канатом — притащило за собой преступление. И пусть сделает то, что оградит путь раскаяния, обережет его. Пусть удалится от наслаждений и да не потянется за вожделением своим, даже в вещах разрешенных, и пусть идет этим путем, путем «пришут», удаления от наслаждений. Это значит, что следует есть, чтобы в меру насытиться, ради существования своего тела. Как сказано (Мишлей 13:25): «Праведник ест, чтобы в меру насытиться». И да подойдет к жене лишь для того, чтобы исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь» или ради заповеди о супружеских обязанностях. Ибо пока человек следует за своим вожделением, он тянется к материальному и отдаляется от пути разумной души, — тогда-то злое начало и пересилит его, как сказано (Дварим 32:15): «И разжирел Ешурун и стал брыкаться», и сказано (там же, 8:12): «Наешься и насытишься» и т.д. «и надменным станет сердце твое». И сказано (Мишлей 30:9): «Дабы я не насытился и не опровергал». И сказали мудрецы: «У человека есть небольшая часть тела, если ее насытить — она голодна, а если морить голодом — сыта».
31. Вожделение человеческого сердца есть корень всех действий человека. Значит, если человек исправит вожделение, тогда вместо того, чтобы все части тела служили вожделению, он поведет их /эти части тела/ за разумом, и они привлекутся к нему и будут служить ему, и тем самым улучшатся все действия человека. Как сказано (Мишлей 21:8): «Кто чист, того действия прямы». И сказано (там же, 13:19): «Вожделение сломано — приятно душе». «Сломано» — «нун-хей-йуд-хей» — «нихъя» от слова (Даниэль 8:27): «И я был сломан (нихъети)». Имеется ввиду, что когда человек сломает свое вожделение, даже в дозволенном, не запрещенном, он приносит успех своей душе, и это качество приятно ей, потому что в этом случае разум усиливается и побеждает. А глупцам отвратительно отойти от зла, — глупцы не стараются сломать вожделение и постоянно стремятся к наслаждениям плоти. А когда их вожделение наткнется на преступление и любое негодное /дело/, они не отстранятся от него. Потому и называются глупцами за стремление к наслаждениям, как сказано (Мишлей 21:20): «И глупец поглощает их». И сказано (Ишая 5:11-12): «Горе тем, кто с раннего утра ищет вина» и т.д., «И на пиршествах их — кинор и арфа, тимпан и свирель, и вино» и т. д., — «а на творения Всевышнего не смотрят». И сказано (Мишлей 13:25): «А чреву нечестивых всегда мало». И сказано (Малахи 2:3): «И раскидаю помет на лица ваши, помет праздников ваших». И объяснили мудрецы, что речь здесь идет о тех, для кого все дни — праздничные. И сказано (Мишлей 18:1): «Потакающий своему вожделению — /участь его/ разлад; среди мудрецов откроется его позор». Это значит: кто стремится жить по своему вожделению и поступает по своему желанию, отдаляется от друзей своих, потому что близкие и любящие отдалятся от него, — ведь у разных людей разные качества и желания, один желает того, а второй другого. Если же человек пойдет по пути разума, с ним вместе пойдут его друзья, и многие люди полюбят его. И сказано в «Мусар»: «Многие люди тянутся к тому, кто умеет управлять своими наклонностями». И стих «Потакающий своему вожделению» можно объяснить так: это тот, кто не в ладу с окружающими и не в ладу с другом и братом, — к вожделению стремится он. А поскольку он намерен потакать своим желаниям, — близкие ему отдалились от него. Как сказано (Мишлей 18:1): «К вожделению стремится отдаленный, во всей мудрости откроется позор его». Кто следует своему вожделению, согрешит не в чем-либо одном, а во всем, что упомянуто в Торе, «откроется позор его», ибо он нарушит все заповеди. От слова (там же 20:3): «А всякий глупец откроется».
32. А еще и вот какая польза есть в том, чтобы сломать свое вожделение: сказать себе, если вожделение потребует дурного и преступного — «я и в дозволенном не следую за своим вожделением, и уж, конечно, не позволю себе запрещенное».
33. И еще есть великая польза в том, чтобы сломать свое вожделение, — этим человек показывает праведность своей души и сильное свое желание раскаяться. Потому что ему отвратительно его естество, приведшее его к преступлению. И тем станет он желанен и мил Всевышнему. И так написано (Теилим 51:19): «Жертвы Всевышнему — дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Ты, о Всевышний, презирать не будешь». «Сокрушенный дух»— это дух приниженный и смиренный. «Сокрушенное сердце» означает, что человек сокрушил свое вожделение. Потому что вожделение описывается как находящееся в сердце, как сказано (Теилим 21:3): «Вожделение сердца Ты дал ему». И предыдущий стих (Теилим 51) упомянут именно в главе о раскаянии. И когда говорится «Сокрушенное и удрученное сердце презирать Ты не будешь», мы понимаем, что тот, кто желает раскаяться, становится желанен Всевышнему именно тем, что сокрушит свое вожделение, — и это один из принципов раскаяния. И еще сказано о раскаянии (Ишая 57:15): «Оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных».
34. И сказали мудрецы: «У кого имеются эти три качества, тот из последователей праотца Авраама: доброжелателен, смирен духом и сокрушен душой». «Сокрушен душой» означает, что он не следует вожделению и в дозволенном. Как мы находим, Авраам сказал своей жене (Берешит 12:11): «Вот я знаю, что ты прекрасна», — это означает, что до того дня он не посмотрел на нее, дабы узнать, красива ли она. И написано (Шмуэль II 20:3): «И были они /как бы/ связаны до дня смерти своей и вдовами при жизни /мужа/», — и объяснили мудрецы: Давид приказывал причесывать их и давать им благовония и притирания для украшения их, — чтобы помешать своему вожделению и победить его тем, что совладает со своим влечением к ним, дабы ему простилась Бат-Шева.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Толдот Йешурун
На любой войне пробуждаются тысячи сердец, Б-г хранит и оберегает нас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Неизвестный автор
Добро, которые мы делаем другим людям, впоследствии возвращается. История о солдате, который был ранен арабским снайпером.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?