Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Благотворительность и правосудие — врата Торы. Награда за благотворительность — богатство, а награда за правосудие — власть»Виленский Гаон, Совершенная мера, 10
Вожделение человеческого сердца есть корень всех действий человека. Если человек исправит вожделение, тогда вместо того, чтобы все части тела служили вожделению, он поведет их за разумом.

30. Сокрушить в себе вожделение материального. Уяснить себе как следует, что вожделение заставило душу согрешить, оно — как бы канатом — притащило за собой преступление. И пусть сделает то, что оградит путь раскаяния, обережет его. Пусть удалится от наслаждений и да не потянется за вожделением своим, даже в вещах разрешенных, и пусть идет этим путем, путем «пришут», удаления от наслаждений. Это значит, что следует есть, чтобы в меру насытиться, ради существования своего тела. Как сказано (Мишлей 13:25): «Праведник ест, чтобы в меру насытиться». И да подойдет к жене лишь для того, чтобы исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь» или ради заповеди о супружеских обязанностях. Ибо пока человек следует за своим вожделением, он тянется к материальному и отдаляется от пути разумной души, — тогда-то злое начало и пересилит его, как сказано (Дварим 32:15): «И разжирел Ешурун и стал брыкаться», и сказано (там же, 8:12): «Наешься и насытишься» и т.д. «и надменным станет сердце твое». И сказано (Мишлей 30:9): «Дабы я не насытился и не опровергал». И сказали мудрецы: «У человека есть небольшая часть тела, если ее насытить — она голодна, а если морить голодом — сыта».

31. Вожделение человеческого сердца есть корень всех действий человека. Значит, если человек исправит вожделение, тогда вместо того, чтобы все части тела служили вожделению, он поведет их /эти части тела/ за разумом, и они привлекутся к нему и будут служить ему, и тем самым улучшатся все действия человека. Как сказано (Мишлей 21:8): «Кто чист, того действия прямы». И сказано (там же, 13:19): «Вожделение сломано — приятно душе». «Сломано» — «нун-хей-йуд-хей» — «нихъя» от слова (Даниэль 8:27): «И я был сломан (нихъети)». Имеется ввиду, что когда человек сломает свое вожделение, даже в дозволенном, не запрещенном, он приносит успех своей душе, и это качество приятно ей, потому что в этом случае разум усиливается и побеждает. А глупцам отвратительно отойти от зла, — глупцы не стараются сломать вожделение и постоянно стремятся к наслаждениям плоти. А когда их вожделение наткнется на преступление и любое негодное /дело/, они не отстранятся от него. Потому и называются глупцами за стремление к наслаждениям, как сказано (Мишлей 21:20): «И глупец поглощает их». И сказано (Ишая 5:11-12): «Горе тем, кто с раннего утра ищет вина» и т.д., «И на пиршествах их — кинор и арфа, тимпан и свирель, и вино» и т. д., — «а на творения Всевышнего не смотрят». И сказано (Мишлей 13:25): «А чреву нечестивых всегда мало». И сказано (Малахи 2:3): «И раскидаю помет на лица ваши, помет праздников ваших». И объяснили мудрецы, что речь здесь идет о тех, для кого все дни — праздничные. И сказано (Мишлей 18:1): «Потакающий своему вожделению — /участь его/ разлад; среди мудрецов откроется его позор». Это значит: кто стремится жить по своему вожделению и поступает по своему желанию, отдаляется от друзей своих, потому что близкие и любящие отдалятся от него, — ведь у разных людей разные качества и желания, один желает того, а второй другого. Если же человек пойдет по пути разума, с ним вместе пойдут его друзья, и многие люди полюбят его. И сказано в «Мусар»: «Многие люди тянутся к тому, кто умеет управлять своими наклонностями». И стих «Потакающий своему вожделению» можно объяснить так: это тот, кто не в ладу с окружающими и не в ладу с другом и братом, — к вожделению стремится он. А поскольку он намерен потакать своим желаниям, — близкие ему отдалились от него. Как сказано (Мишлей 18:1): «К вожделению стремится отдаленный, во всей мудрости откроется позор его». Кто следует своему вожделению, согрешит не в чем-либо одном, а во всем, что упомянуто в Торе, «откроется позор его», ибо он нарушит все заповеди. От слова (там же 20:3): «А всякий глупец откроется».

32. А еще и вот какая польза есть в том, чтобы сломать свое вожделение: сказать себе, если вожделение потребует дурного и преступного — «я и в дозволенном не следую за своим вожделением, и уж, конечно, не позволю себе запрещенное».

33. И еще есть великая польза в том, чтобы сломать свое вожделение, — этим человек показывает праведность своей души и сильное свое желание раскаяться. Потому что ему отвратительно его естество, приведшее его к преступлению. И тем станет он желанен и мил Всевышнему. И так написано (Теилим 51:19): «Жертвы Всевышнему — дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Ты, о Всевышний, презирать не будешь». «Сокрушенный дух»— это дух приниженный и смиренный. «Сокрушенное сердце» означает, что человек сокрушил свое вожделение. Потому что вожделение описывается как находящееся в сердце, как сказано (Теилим 21:3): «Вожделение сердца Ты дал ему». И предыдущий стих (Теилим 51) упомянут именно в главе о раскаянии. И когда говорится «Сокрушенное и удрученное сердце презирать Ты не будешь», мы понимаем, что тот, кто желает раскаяться, становится желанен Всевышнему именно тем, что сокрушит свое вожделение, — и это один из принципов раскаяния. И еще сказано о раскаянии (Ишая 57:15): «Оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных».

34. И сказали мудрецы: «У кого имеются эти три качества, тот из последователей праотца Авраама: доброжелателен, смирен духом и сокрушен душой». «Сокрушен душой» означает, что он не следует вожделению и в дозволенном. Как мы находим, Авраам сказал своей жене (Берешит 12:11): «Вот я знаю, что ты прекрасна», — это означает, что до того дня он не посмотрел на нее, дабы узнать, красива ли она. И написано (Шмуэль II 20:3): «И были они /как бы/ связаны до дня смерти своей и вдовами при жизни /мужа/», — и объяснили мудрецы: Давид приказывал причесывать их и давать им благовония и притирания для украшения их, — чтобы помешать своему вожделению и победить его тем, что совладает со своим влечением к ним, дабы ему простилась Бат-Шева.


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина