Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вы знаете, что у вас много недостатков, и ,тем не менее, себя любите? Вот так же вы должны относиться и к вашему другу — несмотря на его недостатки, любить его»Баал Шем Тов, Ликутей Авраам
Мы тоже должны каждый шабат собираться вместе и слушать слова Торы и нравственные поучения мудрецов. Об этом говорит и повеление о шабате, написанное на вторых скрижалях Завета.

«И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: Вот, что повелел Б-г делать: шесть дней пусть совершается работа, а седьмой день будет свят для вас, день полного покоя»[1].

Разъясняет Ялкут. Сказал Всевышний: «Собирай большие собрания и разъясняй людям в шабат его законы». Отсюда мудрецы сделали вывод, что следует разъяснять законы своевременно: законы Песаха в Песах, и т.д. Заметим, что Писание много говорит о шабате и праздниках. Они упоминаются больше, чем другие заповеди. Ни про одну другую заповедь не сказано, как про шабат: «Помни и храни». И много сказано порицания за несоблюдение шабата и праздников, например: «Жертвы ваши в новомесячье, и праздничные жертвы ваши ненавистны душе Моей. Обузой стали они для Меня, устал Я терпеть»[2].

Притча.

У одного богача было несколько больных сыновей. Он нанял врача, чтобы жил у него и лечил их. И любил этот богач врача все время, пока его лечение действовало. Но однажды дети серьезно заболели и отказались принимать прописанное врачом лекарство. Богач увидел, что положение тяжелое — болезнь детей опасна, а лечиться они отказываются, — и стал недоволен врачом. Спросил врач: «Господин, почему ты сердишься на меня, ведь это твои сыновья отказываются пить мои лекарства?» Богач ответил: «Я из-за тебя страдаю вдвойне. Если бы у меня в доме не было врача, который бы мог заниматься лечением детей, я бы отчаялся их излечить. Но у меня есть такой знающий врач, который может вылечить больных, и потому я страдаю еще больше от того, что они не лечатся».

Смысл этой причти в том, что Всевышний дал нам шабат и праздники для излечения души от всякой духовной нечистоты, которая пристает к ней в будние дни. Когда же Он видит, что мы не хотим этого излечения, сетует: «Жертвы ваши в новомесячье, и праздничные жертвы ваши ненавистны душе Моей. Обузой стали они для Меня, устал Я терпеть их» — именно эти дни, которые могли бы излечить вас, стали обузой, ведь вы не желаете лечения.

Вернемся к сказанному выше: шабат и праздники были даны нам, чтобы совершенствоваться духовно, ведь в будние дни мы не можем заниматься только этим. Поэтому на первых скрижалях было написано: «Помни день субботний, чтобы освятить его»[3] — следует каждый раз освящать шабат так, как он был освящен в момент дарования Торы, которое происходило в шабат. Тогда мы все вместе находились перед Б-гом, готовые слушать Его святые слова. И теперь мы тоже должны каждый шабат собираться вместе и слушать слова Торы и нравственные поучения мудрецов. Об этом говорит и повеление о шабате, написанное на вторых скрижалях Завета: «Храни день субботний, чтобы освятить его, как велел тебе Б-г твой» — и здесь ясно сказано, что следует соблюдать шабат так же, как тот первый, который они соблюдали, когда получали Тору. Это то, что сказано в Ялкут: «Собирай большие собрания и разъясняй людям в шабат его законы», чтобы каждый шабат был похож на тот, в который была получена Тора. И о том же говорит стих: «Шесть дней пусть совершается работа, а седьмой день — шабат для Б-га твоего».


[1] Шмот 35:1

[2] Йешаяу 1:14

[3] Шмот 20:8

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Читать дальше