Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Довольствующийся обретённым — выше, чем б-гобоязненный»Талмуд, Брахот 8а
Когда человек хочет нанять учителя Торы своему сыну, сначала он должен хорошо узнать характер ребенка и его потребности

«И говорил Б-г Моше: Иди, спускайся, ведь согрешил народ твой…»[1].

Написано в Мидраше[2]: «Иди, спускайся, ведь нужно их приструнить». Кажется странным, почему здесь слово рэд — «спускайся» — истолковывается как мардут — «приструнение». (Слово рэд — «спускайся», кажется здесь лишним, ведь уже сказано «иди». Мудрецы дают этому слову другое, сходное по звучанию толкование — прим.)

Можно разъяснить это при помощи притчи.

Притча.

Когда человек хочет нанять учителя Торы своему сыну, сначала он должен хорошо узнать характер ребенка и его потребности. Если он усидчив и любит Тору, то отец наймет ему очень эрудированного в Торе учителя, способного учиться с ребенком много часов. Но если ребенок любит шалить и гулять по улицам, то отец будет искать ему сильного и строгого учителя, способного держать ребенка в руках, и при надобности наказывать его. Но такого учителя (который является знатоком Торы, и при этом достаточно жесток, чтобы при необходимости приструнить) трудно найти, ведь если он мудрец Торы, то о таком сказано: «Спокойные слова мудрецов услышаны будут»[3]. Такой человек зачастую не способен проявлять гнев. А физически сильный и жесткий человек, как правило, не является большим знатоком Торы. Поэтому для шалуна отцу приходится выбирать меньшее из двух зол — учителя менее знающего Тору, но зато способного установить дисциплину и заставить ребенка учиться.

Смысл этой притчи понятен. Народ Израиля поднялся на высочайшую духовную ступень, когда он стоял у горы Синай и сказали: «Все, что сказал Б-г, будем выполнять и будем слушать»[4]. Тогда они сильно желали изучать Тору. Когда надо было выбрать подходящего народу учителя, Всевышний нашел, что Моше, да будет благословенна память о нем, является самым подходящим для них. Мудрецы так образно выразились об этом: «Придет добрый (добрый — тов — одно из имен Моше — прим.) и получит добро от Источника добра, и передаст добру», то есть, подходит праведному Моше обучать таких добродетельных и важных учеников, которые любят Всевышнего и Тору, и с которыми нужно только сидеть и обучать их. Но потом, когда они последовали за ложью и сделали себе золотого тельца, Всевышний сказал Моше: «Спускайся» — теперь ты уже не считаешься учителем, ведь теперь им нужен другой тип учителя, который будет с ними строг. Ты теперь им не подходишь.


[1] Шмот 32:7

[2] Мидраш Шмот Раба 42:5

[3] Коэлет 9:17

[4] Шмот 24:7

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


До 40 лет он служил пастухом и не только не изучал Тору, но и не умел читать. Но затем стал великим мудрецом, духовным лидером наставником поколения. Читать дальше

Раби Элиэзер бен Орканос

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Раби Элиэзер Агадоль – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

От Синая до наших дней. Эпоха Танаев

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.

Уровень человека 15. Оттачивание характера. Глава 1

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»