Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен в первую очередь заботиться о потребностях души, а потом уже о потребностях тела. Но это верно только в том случае, когда речь идёт о его душе и о его теле. Если же он должен заботиться о других людях, то в первую очередь следует заботиться об удовлетворении их материальных нужд.»Рав Исроэль Салантер
Усиленные размышления позволяют сосредоточиться на величии Творца и избежать проступков

Боязнь [греха] приобретается в размышлениях о двух истинах. Первая заключается в том, что Шехина (Б-жественное присутствие) находится в любом месте в этом мире. Он, благословенный, следит за каждой вещью, малой или большой, и ничто не скрыто от Его глаз, ни великое, ни ничтожное. Малое и большое, презренное и достойное, — все Он видит и понимает, без всякого различия между ними. Об этом сказано в Писании (Йешаяу 6:3): «…Полна вся земля славой Его», и еще сказано (Ирмеяу 23:24): «…Ведь небо и земля полны Мною…», и также (Псалмы 113:5-6): «Кто, как Г-сподь Всесильный наш, восседающий высоко! Склоняющийся, [чтобы] видеть — в небе и на земле». Еще сказано (там 138:6): «Ведь возвышен Г-сподь, но униженного увидит, а высокого узнает издалека»[1].

Когда человеку станет ясно, что всюду, в любом месте он находится перед Всевышним, благословен Он, тогда сами собой придут к нему боязнь и страх, как бы не ошибиться в поступках, чтобы не оказались они недостойными величия славы Его. Об этом сказано (Авот 2:1): «Знай, что над тобой, — глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои в книгу записываются». Поскольку провидение Всевышнего во всякой вещи, и Он все видит и все слышит, то нет сомнений, что все дела человека оставляют свой след, и все записывается в книгу, в заслугу ему или в обвинение.

Однако человеческий разум не в состоянии представить себе этого с должной ясностью без постоянного размышления и углубленного созерцания. Ведь подобные вещи далеки от наших чувств, и разум наш не может вообразить их без глубокого изучения и внимательного рассмотрения; но даже и после того, как вообразит, образ этот легко исчезает, если человек не возвращается к нему постоянно.

Выходит, что так же, как усиленные размышления — это путь приобретения постоянной боязни, точно так же отвлечение внимания от этого и отказ от размышлений — великий враг ее, и неважно, по какой причине это происходит, из-за занятости или из-за нежелания. Любое отвлечение отрицает боязнь как постоянное качество. Вот заповедь, которую дал Всевышний [еврейскому] царю (Дварим 17:19): «И будет с ним [Тора], и будет читать ее все дни жизни своей, чтобы научиться бояться Г-спода Всесильного своего…». Отсюда мы видим, что боязнь приобретается только постоянным чтением [Торы]. Следует обратить внимание, что сказано «ради того, чтобынаучиться бояться», но не сказано «ради того, чтобы бояться», — потому, что эта боязнь не постигается естественным путем; напротив, она далека от человеческой природы из-за материальности наших ощущений и приобретается только посредством учебы. Нет другого способа научиться боязни, кроме постоянных, непрерывных занятий Торой и исследования ее путей, при условии, что человек будет непрестанно размышлять обо всем этом, — сидя [дома], в дороге, ложась и вставая, — до тех пор, пока не утвердит в сознании истинность присутствия Всевышнего, благословен Он, в каждом месте, и то, что мы всегда предстоим перед Ним — в полном смысле этого слова. И тогда будет человек бояться Его по настоящему. Об этом молился царь Давид, говоря (Псалмы 86:11): «Укажи мне, Г-сподь, дорогу Твою, [путем] истины Твоей пойду! Соедини [воедино все силы] сердца моего, [чтобы] бояться [только] имени Твоего»[2].


[1] Т.е. с высоты Своей.

[2] Перевод согласно «Мецудат Давид», «Мецудат Цион».

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Месяц Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

С наступлением Адара преумножают веселье