Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Седьмой день Песаха является праздничным. В этот день запрещено работать, вечером и утром перед трапезой произносится молитва Кидуш.

«В седьмой день — праздник Всевышнему, не делай никакой работы» (Дварим 16).

21-е число месяца нисан. Пасхальная неделя завершается праздником (йом тов). Как и в первый день Песаха, в седьмой запрещено делать работу, непосредственно не связанную с нуждами праздника. Вечером над бокалом вина произносят молитву Кидуш (освящение праздника), но не читают благословение «времени», так как этот день является продолжением Песаха, в начале которого эту браху уже сказали. Утром в синагоге читают Шират Аям, «Песню рассечения моря» (см.Шмот 15), поскольку в этот день евреи чудесным образом перешли через расступившееся море.

Перед молитвой мусаф в седьмой день Песаха произносят молитву изкор — память об умерших родственниках.

Наши мудрецы сказали (в Мидраш Раба): «Семь дней Песаха соответствуют семи дням Творения, а седьмой день — Субботе». Основа мира была сотворена в два дня: в первый день было сотворено тело мира, а душа мира (его сущность, совершенство и покой) была сотворена в Субботу…

В этот праздник принято устраивать три трапезы (как в субботу). Третью трапезу едят с легкой печалью расставания, ибо пришло время прощаться с любимой заповедью «есть мацу».

За пределами Эрец Исраэль день 22-го нисана также является праздником со всеми запретами на работу. В Эрец Исраэль это обычный день, который называется Исру хаг, — так почти всегда, но в настоящем году этот день выпадает на субботу, 22-ое апреля. Поэтому перед наступлением седьмого дня Песаха надо сделать эрув тавшилин. Что это такое? В праздник нельзя готовить пищу для другого дня. Если праздник выпал на пятницу, то для субботы можно готовить, только если для нее уже что-то приготовлено заранее, например, в четверг. Для этого накануне праздника возьмите хлеба и что-либо сваренное или испеченное, произнесите над этим браху (см. в сидурах) и отложите эту еду для субботы.


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше