Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда речь идет о выборе стиля правления, не стоит брать пример с соседей. Старейшины еврейского народа, которые просили царя, совершили ошибку, однако Всевышний выполнил их просьбу. Правило «Человека ведут по тому пути, по которому он хочет идти» является ключевым и в повседневной жизни.

Одна из заповедей, которая упоминается в недельной главе «Шофтим», — заповедь назначения царя:

Когда придешь на землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, и овладеешь ты ею, и поселишься на ней, и скажешь ты: «Поставлю над собою царя, как все племена, какие вокруг меня, то поставь над собою царя, которого изберет Г-сподь, Б-г твой.
(Дварим 17:14—15
)

Эти слова исполнились в эпоху пророка Шмуэля. Поначалу он назначил своих сыновей Йоэля и Авиа судьями над еврейским народом. Однако дети не были на уровне отца.

Старейшины народа Израиля пришли в Раму, где находилась резиденция Шмуэля, и выдвинули однозначное требование: поскольку назначенные пророком судьи не справляются со своими обязанностями, Шмуэль должен поставить над евреями царя, как это происходит у остальных народов.

Желание “быть как все” не понравилось пророку, и он обратился с молитвой ко Всевышнему. Вскоре был дан ответ:

И сказал Г-сподь Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними. Как они поступали во всех делах со дня, когда вывел Я их из Египта, и до сего дня, и оставляли Меня, и служили иным божествам, так поступают они и с тобою. А теперь послушай голоса их, но предостереги их и расскажи им об обычаях царя, который будет царствовать над ними.
(Шмуэль I 8:7—10
)

В этих словах заключено явное противоречие. С одной стороны, желание народа Израиля во что бы то ни стало обзавестись собственным царем расценивается Творцом негативно. С другой, Б-г требует, чтобы Шмуэль удовлетворил эти чаяния. Спрашивается, почему пророк должен реализовывать изначально отрицательный “глас народа”?

Чтобы дать ответ, давайте обсудим происходящее в 12-й главе книги Шмуэля. Пророк, который помазал Шауля на царство, по-прежнему напоминает евреям о том, что их желание заполучить монарха было и осталось неправильным.

Ведь ныне жатва пшеницы, а я воззову к Г-споду, и даст Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, что велико зло ваше, которое вы сделали пред очами Г-спода, испросив себе царя. И воззвал Шмуэль к Г-споду, и дал Г-сподь гром и дождь в тот день; и весьма устрашился весь народ Г-спода и Шмуэля.
(Шмуэль I 12:17—18
)

Почему именно гром и дождь были выбраны в качестве веского доказательства того, что народ Израиля совершил зло перед Всевышним? Дождь сам по себе необходим сельскому хозяйству. Он орошает землю, дает жизнь кустам и деревьям, фруктам и овощам.

Однако есть пора, когда дождь оказывает крайне негативное воздействие. А именно, во время жатвы, когда зерно будет безвозвратно испорчено его каплями. Именно этот аспект и отражен в действиях Творца. Всевышний, который послал дождь в день всенародного собрания, недвусмысленно указал евреям на то, что просить царя нужно лишь тогда, когда это нужно и оправданно. Когда мудрый и праведный Шмуэль руководит народом, — это неподходящее время для подобных просьб.

Шмуэль был главой поколения не благодаря какому-либо собственному обаянию, полководческому дару и другим качествам, которые принято ожидать от современного лидера. Шмуэль был великим пророком, имел особую близость к Б-гу, и через него Всевышний вел еврейский народ особым духовным путем. В его эпоху руководство народом Израиля велось свыше.

Такая модель, увы, не пришлась по душе евреям. Они хотели обычного, конвенционального лидера. Человека, который руководит благодаря собственным талантам и умениям.

Для народного блага, разумеется, лучшей моделью руководства была уже имевшаяся. Однако в Талмуде сказано: “Человека ведут по тому пути, по которому он хочет идти” (Макот 10б). Евреи предпочитают путь обычной, земной монархии, как у соседей вокруг? Б-г сказал пророку: “Удовлетвори их просьбу. Веди их по пути, который они выбрали”. Всевышний удовлетворил их просьбу.

В нашей повседневной жизни мы самостоятельно выбираем путь, по которому нас будет вести Всевышний. “Г-сподь — страж твой, Г-сподь — тень для тебя по правую руку твою”, сказано в Теиллим (Теиллим 121:5). В книге “Нефеш а-хаим” рабби Хаим из Воложина поясняет, что точно так же, как тень движется за человеком, так и отношение Всевышнего к нам соответствует нашему отношению к Нему.

Что правильнее, посвятить жизнь изучению Торы или построению профессиональной карьеры? Надо ли жить там, где дешевле, или там, где находятся качественные учебные заведения для детей? Б-г дал нам возможность самостоятельно выбрать путь в жизни. По тому пути, который мы выберем, Б-ги будет вести нас. Поэтому пусть Творец поможет всем нам правильно сформировать систему приоритетов.


Тора запрещает поддерживать тех, кто разжигает споры и занимается деятельностью, в результате которой умножаются раздоры и разногласия. Читать дальше

Великие битвы и как их пережить

Эстер Оффенгенден

И вот, наконец-то, засучив рукава, начинаем учиться спорить, ругаться и ссориться, критиковать, высказывать всё, что накипело, что-то делать с эмоциями и теми, кто их вызывает.

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

Не поступай как Корах и его община. Корах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.

Спор губит даже наиболее возвышенные вещи

Хаим Фридман

Запись беседы с руководителем нашего поколения равом Аароном-Йеудой-Лейбом Штайнманом в его доме на исходе субботы перед праздником Шавуот 19 мая

Примирение

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Решение «вернуться» не означает побега от реальности или попытки найти опору в религии в тяжелый период жизни. Это здоровое и взвешенное заключение, к которому вполне может прийти любой человек.

Недельная глава Корах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»

Тяжкий грех — говорить плохо обо всем еврейском народе. Хукат

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Каким образом Моше обвинил весь народ в бунте? Еврейский лидер всегда тщательно выбирал слова, это произошло и сейчас.

Давид. Бегство от Шауля

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Трижды за Давидом приходили посланцы Шауля, но при виде того, как Шмуэль обучает пророков, они ощущали схождение на них духа святости и присоединялись к ученикам Шмуэля.

Просьба о прощении

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Если же супруги не привыкли просить прощения, и вместо признания своих ошибок заняты попытками найти оправдание своему поведению, и тогда, без всякого сомнения, они не вынесут никаких уроков из провала и промаха.

Избранные комментарии на главу Корах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Ахия Ашилони

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Принадлежал к колену Леви. По свидетельству кабалистов, он был воплощением души праотца Авраама