Темы: Недельная глава, Шмуэль, Пророк, Шофтим, Рав Бенцион Зильбер, Царь
Одна из заповедей, которая упоминается в недельной главе «Шофтим», — заповедь назначения царя:
Когда придешь на землю, которую
(Дварим 17:14—15)
Эти слова исполнились в эпоху пророка Шмуэля. Поначалу он назначил своих сыновей Йоэля и Авиа судьями над еврейским народом. Однако дети не были на уровне отца.
Старейшины народа Израиля пришли в Раму, где находилась резиденция Шмуэля, и выдвинули однозначное требование: поскольку назначенные пророком судьи не справляются со своими обязанностями, Шмуэль должен поставить над евреями царя, как это происходит у остальных народов.
Желание “быть как все” не понравилось пророку, и он обратился с молитвой ко Всевышнему. Вскоре был дан ответ:
И сказал
(Шмуэль I 8:7—10)
В этих словах заключено явное противоречие. С одной стороны, желание народа Израиля во что бы то ни стало обзавестись собственным царем расценивается Творцом негативно. С другой,
Чтобы дать ответ, давайте обсудим происходящее в
Ведь ныне жатва пшеницы, а я воззову к
(Шмуэль I 12:17—18)
Почему именно гром и дождь были выбраны в качестве веского доказательства того, что народ Израиля совершил зло перед Всевышним? Дождь сам по себе необходим сельскому хозяйству. Он орошает землю, дает жизнь кустам и деревьям, фруктам и овощам.
Однако есть пора, когда дождь оказывает крайне негативное воздействие. А именно, во время жатвы, когда зерно будет безвозвратно испорчено его каплями. Именно этот аспект и отражен в действиях Творца. Всевышний, который послал дождь в день всенародного собрания, недвусмысленно указал евреям на то, что просить царя нужно лишь тогда, когда это нужно и оправданно. Когда мудрый и праведный Шмуэль руководит народом, — это неподходящее время для подобных просьб.
Шмуэль был главой поколения не благодаря
Такая модель, увы, не пришлась по душе евреям. Они хотели обычного, конвенционального лидера. Человека, который руководит благодаря собственным талантам и умениям.
Для народного блага, разумеется, лучшей моделью руководства была уже имевшаяся. Однако в Талмуде сказано: “Человека ведут по тому пути, по которому он хочет идти” (Макот 10б). Евреи предпочитают путь обычной, земной монархии, как у соседей вокруг? Б-г сказал пророку: “Удовлетвори их просьбу. Веди их по пути, который они выбрали”. Всевышний удовлетворил их просьбу.
В нашей повседневной жизни мы самостоятельно выбираем путь, по которому нас будет вести Всевышний.
Что правильнее, посвятить жизнь изучению Торы или построению профессиональной карьеры? Надо ли жить там, где дешевле, или там, где находятся качественные учебные заведения для детей?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Толдот Йешурун
На любой войне пробуждаются тысячи сердец, Б-г хранит и оберегает нас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Неизвестный автор
Добро, которые мы делаем другим людям, впоследствии возвращается. История о солдате, который был ранен арабским снайпером.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?