26 июля 2011 года, темы: Археология, Храм, Эрец Исраэль, Жертвенник
В ходе раскопок на холме Тель-Цафит на юге страны был найден каменный жертвенник, который датируется 830-м годом до н. э. (эпоха царя Ахава и пророка Элиши). Внешне находка максимально похожа на жертвенники, располагавшиеся в Скинии Завета и иерусалимском Храме и служившие для воскурения благовоний, а также принесения искупительных жертв «ола».
Как известно, Тора запрещает приносить жертвы, кроме как в Храме. Однако в книге «Млахим» есть свидетельство о том, что были евреи, нарушавшие этот закон: «Только (жертвенные) возвышения не были упразднены: народ еще совершал жертвоприношения и воскурения на возвышениях» (Млахим, 15:4)
Каменный жертвенник на холме Тель-Цафит был изготовлен из цельной глыбы. Его размеры — 1 метр в высоту и около 50 см в ширину. Жертвенник, в верхней части которого находится декоративный карниз, обтесан не до конца. Неотесанной стороной жертвенник касается стены — по мнению ученых, это было сделано строителями для того, чтобы замаскировать внешние дефекты.
Находку обнаружил коллектив археологов, возглавляемый профессором Аароном Меиром из Бар-Иланского университета. По словам Меира, который преподает на факультете археологии Эрец-Исраэль, данная находка чрезвычайно важна, потому что она позволяет приоткрыть пусть крошечное, но все же окно в мир наших предков и понять, как проводилось Б-гослужение в ту или иную историческую эпоху.
Данный жертвенник стал очередным звеном в цепочке открытий, сделанных израильскими учеными. Коллеги профессора Меира, которые вели раскопки в Граде Давида в Иерусалиме, обнаружили неделю тому назад два золотых колокольчика, которые, скорее всего, украшали одежды коэнов во Втором Храме.
Необходимо добавить, что вера в Избавление и скорое восстановление Иерусалимского Храма является одной из базисных основ иудаизма. Вместе с нашими читателями мы надеемся, что совсем скоро Всевышний позволит нам, как и прежде, приходить в Храм и активно участвовать в его функционировании.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.