Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Такое верхнее покаяние — единение духа с духом через изучение Торы и помощь нуждающимся — это проистечение [Б-жественного влияния] сверху вниз, чтобы слово Всевышнего действительно было в его устах, и как написано: «И Я вложу слова Мои в твои уста», а «правая рука Его обнимает меня» — помощь нуждающимся, ибо Хесед [милосердие] — правая рука и т. д. Однако нижний человек должен идти от ступени к ступени снизу вверх к верхнему покаянию и единению духа с духом

Такое верхнее покаяние — единение духа с духом через изучение Торы и помощь нуждающимся — это проистечение [Б-жественного влияния] сверху вниз, чтобы слово Всевышнего действительно было в его устах, и как написано: «И Я вложу слова Мои в твои уста»[1], а «правая рука Его обнимает меня»[2] — помощь нуждающимся, ибо Хесед [милосердие] — правая рука и т. д.[3]. Однако нижний человек должен идти от ступени к ступени снизу вверх к верхнему покаянию и единению духа с духом через сосредоточенность сердца в молитве [«Шмонэ эсрэ»], а особенно в молитве «Шма» и в сопутствующих ей благословениях, чтобы сказать самым истинным образом: «И ты будешь любить [Всевышнего, Б-га твоего] всем сердцем твоим и всей душой твоей и т. д.»[4], а также «и да будут эти слова [в сердце твоем]… и ты будешь о них говорить и т. д.»[5], чтобы слово Всевышнего поистине было в устах, а «истина есть не что иное, [как Тора].» [Он должен] также исполнять все заповеди, как написано: «Освятивший нас Своими заповедями», что подобно словам: «Вот ты для меня освящена»[6]. Это категория высшей святости, а слово кдуша [«святость»] означает «отде-ленность» и «раздельность»[7], так что Он не может облечься в миры, ибо «все пред Ним как бы не существует»[8], и [оказывает влияние] только как окружающий все миры, а это — высшее желание Его, благословен Он, и т. д., как об этом говорится в первой части книги Тания, глава 46.

И после молитвы также говорят: «К Тебе, Всевышний, я вознесу душу свою»[9] — дабы соединиться духом с духом в течение всего дня и т. д. И все это — через размышление о величии Эйн Софа, благословен Он, углубляясь своим познанием в [слова] двух благословений, предшествующих молитве «Шма», и псалмов [в начале утренней молитвы], как известно.

И так как молитва — это верхнее покаяние, нужно, чтобы ему предшествовало нижнее покаяние. Наши мудрецы сказали об этом в Мишне[10]: «К молитве приступают только в серьезном расположении духа». Ра-ши это объяснил как смирение духа, и это — нижнее покаяние, дабы пробудить милосердие, как говорилось выше и как объясняет Гмара написанное в Торе: «А она в горечи душевной»[11]. В то же время сказали мудрецы в Барайте[12]: «К молитве приступают только в радостном расположении духа». Теперь же, в этом бедном духом поколении, когда не все могут мгновенно обращать свое сердце от крайности к крайности, советуют, чтобы молитве предшествовало нижнее покаяние при совершении «Тикун хацот», как говорилось выше. Тот же, кто не может этого делать каждую ночь, пусть совершает «Тикун хацот» по крайней мере не менее одного раза в неделю перед субботой, ибо,-как известно сведущим, суббота — категория верхнего покаяния, и в слове шабот[13] буквы слова ташев: «возвратится [ташев] человек»[14], а суббота — вознесение миров к их источнику и т. д., и особенно — молитвы субботы, и сведущему достаточно сказанного. (И в связи с этим становятся понятными слова: «Вернись ко Мне, ибо Я тебя избавил»[15]. То есть после того, как «Я стер, как облако, грехи твои» — а это уничтожение стороны «ситра ахра» — и «избавил тебя» от внешних, когда пробуждением снизу, нижним покаянием, было вызвано пробуждение высшего милосердия, тогда — «вернись ко Мне» в верхнем покаянии.)

К главе десятой

[1] Йешаягу, 51:16.

[2] Шир гаширим, 2:6.

[3] Тикуней Зогар, введение.

[4] Дварим, 6:5.

[5] Дварим, 6:6,7.

[6] Кидушин, 56. Эти слова произносит жених во время хупы. Силой этих слов невеста становится его женой. Само слово кадош («святой») говорит об изъятости из несвятого, и цель заповедей — выделить добро во всех элементах мира из сферы несвятого, т. е. отделенности от Б-га, и вознести его в сферу, называемую Кдуша (святость), т. е. исключительная приверженность Б-гу.

[7] Б-жественная категория, которая выше причастности к сотворенному и потому, как сказано, не может облечься в миры.

[8] Зогар, часть 1, стр. 116.

[9] Тегилим, 86:4.

[10] Брахот, 306.

[11] Шмуэль 1,1:10.

[12] Брахот, 31а.

[13] Брейшит раба, 22.

[14] Тегилим, 90:3.

[15] Йешаягу, 44:22.


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.