Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора и наука

Специалисты лаборатории по исследованию мозга человека в университете Техас-Тек изучают поведение младенцев. Наблюдая за малышами, ученые убедились, что внутренний мир грудных детей намного богаче и разнообразнее, чем считали ранее. Молодые мамы, участвуя в экспериментах вместе со своими детьми, часто бывают поражены уровнем их интеллекта. А перед учеными открывается потрясающий и не изведанный мир малышей.

Вот мама приносит в лабораторию шестимесячную Викторию. Девочку она сажает в детский стул, а сама пристраивается рядом. Маме дают детскую книгу и просят, поговорить о ней со специалистом, проводящим эксперимент, и, самое главное, не смотреть на дочку. Пока две женщины разговаривают между собой, Виктория глядит по сторонам со скучающим видом.

Через некоторое время в комнату приносят куклу, очень похожую на настоящего ребенка. Ее аккуратно кладут на руки матери, которую просят обнять куклу и по-прежнему игнорировать дочь. Тут ребенок уже не скучает. Сначала девочка применяет свою самую удачную улыбку, показывая при этом единственный зуб на розовых деснах. Когда на это никто не обращает внимания, она начинает брыкаться. Мама по-прежнему ноль внимания. И тут раздается душераздирающий плач девочки. На этом опыт заканчивается.

Мама Виктории, успокаивая ребенка, говорит: «Я никогда не видела, чтоб она так реагировала!» Но исследователи часто становятся свидетелями младенческих приступов ревности.

Родители удивленны, что дети в этом возрасте испытывают такое «взрослое» чувство. До недавнего времени считалось, что ревновать способны лишь взрослые. Это открытие — только начало.

Малыш, смотрящий на вас из люльки, испытывает гораздо более сложные эмоции, чем мы привыкли думать. Эксперименты дают возможность педиатрам и психологам по-новому оценить умственные и эмоциональные способности детей.

Интересно, что всего 100 лет назад один из психологов сравнил происходящее в голове младенца с беспорядочно смешанными пазлами. Его идея сохраняла актуальность долгие годы. Предполагалось, что грудные дети — довольно примитивные создания, которые просто копируют действия взрослых и имеют только базовые эмоции: гнев, радость, грусть. Сейчас наука по-другому оценивает эмоциональные и интеллектуальные способности грудничков. Эксперименты доказывают, что задолго до того, как произнести первые слова или предпринять попытку сесть, они уже испытывают чувства симпатии или ревности.

Эти современные открытия подтверждают слова мудрецов, благословенна их память, описывающих огромное воздействие окружающей среды на формирование личности ребенка. В разных местах Талмуда говорится о детях, которых уже в младенческом возрасте приносили в бейт-мидраш, где они слышали слова Торы из уст мудрецов, изучающих еврейские законы, и видели, как выполняют заповеди. В дальнейшем эти ранние впечатления положительно влияли на духовное развитие ребенка. Из таких детей вырастали праведники и великие ученые Торы.

«Шофар ньюс» перевод Бенциона Парицкого, из журнала «Мир Торы», Москва