Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему теленок, а не бык?

Отложить Отложено

В заголовок вынесен вопрос. Но прежде чем его задать развернуто, вспомним о вопросах, заданных на прошлой неделе. [Теперь так модно задавать вопросы, предлагать шарады и ребусы, что без них даже стыдно писать текст на публику, никто не поймет. Вот и я проявил слабость, каюсь.]

Ответы на три задачи. Первая: приведите пример работы, которая в субботу разрешена, а вот в йом-тов (праздник) человек, ее совершивший, будет наказан страшным наказанием – ударами ремнем (מלקות).

Ответ. Человек опасно заболел, его можно спасти любым из двух способов: либо сорвать с дерева особый плод и дать ему, либо сварить ему на огне особое блюдо. В субботу нет разницы: оба действия запрещены, поэтому спасти человека можно любым из указанных действий (запреты субботы отодвигаются, если человеку грозит смертельная опасность). Но в йом-тов запрещено срывать плоды, однако разрешено варить еду (для нужд праздника). В нашем случае сорвавший плод с дерева будет наказан, потому что мог сварить еду.

Вторая задача совсем простая, ее действительно все отгадали. Скоро Пурим, а потом недалеко Песах и дни Омера. Вопрос: в чем календарная похожесть между Пуримом и днем Лаг-Баомер?

Ответ. День недели, на который выпал Пурим, будет тем же днем недели, на который пришелся Лаг-Баомер. Расчет простой: Пурим – всегда за 30 дней до Песаха. Лаг-Баомер – всегда Лаг-Баомер, т.е. 33‑й день после Песаха. Итого между ними 63 дня, ровно 9 недель. В этом году – йом-ришон, по-русски воскресенье.

Третья задача чуть сложней. Вы едите яблоко, после которого, как известно, надо произнести браху Борэ нефашот. Однако, перед тем как ее произнести, вы съедаете еще маленький кусочек яблока – и не надо говорить Борэ нефашот! Что это за случай?

Ответ. Если человек ел яблоко, потом сделал нетилат-ядайим (омыл руки) и ел хлеб, он все еще должен сказать Борэ-нефашот на то яблоко. Но если перед этой брахой он съел любой величины кусок яблока, то от Борэ-нефашот свободен (причем в момент произнесения брахи Борэ-при-аэц он так и собирался сделать: съесть дополнительный кусок яблока за трапезой с хлебом). Считается, что все яблоко относится к трапезе, даже та часть, которую он съел до трапезы. В этом случае вся еда вместе с яблоком закрывается Биркат-амазон, последней брахой.

(Вопросы и ответы – от рава Йеуды Арье Алеви Динера из Бней-Брака. Он, кстати, дал письмо-браху на наш перевод Талмуда на русский язык.)

Если честно, мне не понравилось внутри заметки давать задачи, а ответы на них переносить в следующую заметку. Любимые мной читатели почему-то в своих комментариях начинают предлагать ответы – и я не против, но они убрали в сторону тему самой заметки, и последняя превратилась в задачник. Ну и кому автор писал свои откровения?))

И тут вспомнилось автору, что еще лет 15-(почти)20 назад он писал на разных платформах и тут, в Толдот, чистые тексты, на которые откликались евреи, почти ничего не знающие в Торе. А ныне все всё знают и ничему не удивляются, а наоборот, любого знатока Торы могут поправить, так что неизвестно, в чем заключается современный кирув. Пора вместо сегмента "Блоги" открывать "Академию". А меня по-прежнему тянет к чистым текстам, где просто описывается то, что есть. Вот и теперь!

(Знатокам можно сразу перейти к финалу. Чистый текст всегда длинный. А если короткий, то одно из двух: либо ни о чем, либо провокация.))

Недельный раздел Торы "Ваякеэль". Предпоследний из недельных разделов второй книги Пятикнижия. Моше снова обращается к евреям с предложением делать пожертвования на строительство Переносного Храма. Он перечисляет тринадцать материалов (драгоценные металлы, камни, породы деревьев, шкуры необходимых животных и пр.), которые надо принести от всех колен Израиля. Еще раз приводится список деталей Храма, его элементов и утвари. Евреи доставляют все, что надо, с избытком. В итоге, Храм, в строительстве которого участвует весь народ, возведен.

Идеальная картина, верно? Моше обращается к народу с просьбой о пожертвованиях, с предложением участвовать в расходах по строительству и в самом строительстве – и народ, полный энтузиазма, соглашается: жертвует, участвует, строит. Если бы мы знали, как это далеко от правды! Все происходило намного драматичней. С трениями, сопротивлением, неприятием. Не в том смысле, что трудно было получить пожертвования, – дарили легко, принесли даже больше чем требовалось. Но сама идея построения Храма, одного на весь народ, была воспринята евреями не вдруг и не с легкостью. Вспомним, в какой "политической ситуации" Храм возводился. Только что почти весь народ участвовал в "грехе золотого тельца". Моше находился на горе Синай, и люди испугались, что он не вернется. Им срочно требовался руководитель, который повел бы их дальше (или вернул в Египет). Руководителя они выбрали методом, хорошо им знакомым еще по Египту: создали себе идола. Создали и заявили: "Вот твой бог, Израиль!" Заявили с той же легкостью, с какой несколькими днями раньше, получая Тору на Синае (на том же самом месте!), воскликнули: "Сделаем и услышим!" (сначала обещаем выполнять Твои заповеди, а потом посмотрим, что это такое). Как заключили союз с Творцом, так и отступили от него и бросились к идолам.

Поднять этот народ, вернуть его к тому уровню, на котором он находился в час получения Торы, было очень трудно. Когда голос Всевышнего давал им первые две заповеди из тех Десяти, что были потом занесены на Скрижали, в эти мгновения они были, по выражению Раши, "как один человек, как одно сердце". Но стоило согрешить с золотым тельцом, как единство исчезло. Неслучайно сказано в Иерусалимском Талмуде, что у каждого из двенадцати колен был свой золотой телец. Не в том смысле, что они отлили из золота двенадцать маленьких тельцов, а в том, что имели каждый свое мнение по вопросу, кого избрать лидером вместо Моше. Евреи стали двенадцатью маленькими народцами. И это несмотря на общий язык, общее происхождение, одни и те же традиции. Теперь видно, насколько была трудной задача вернувшегося Моше – вновь объединить евреев, превратить их в одно сердце, сделать одним народом.

(Вы еще не устали? Главный вопрос впереди. Хотя он уже задан в заголовке. Осталось его пояснить и сознаться, что автор заголовка ответа на него не знает.)

Таким объединением было строительство Мишкана, Переносного Храма. "И собрал Моше всю общину сыновей Израиля". Так начинается наш недельный раздел. Не просто в очередной раз собрал, чтобы сказать то, что заповедовал им Всевышний. В этом случае было бы написано: "И сказал Моше сыновьям Израиля". Но здесь – собрал в единый народ. И объявил, что надо принести пожертвования на Храм. Пожертвования и объединят евреев. Евреи выслушали Моше и согласились. Не с тем, что надо пожертвовать на Храм, – с этим были согласны и раньше; а согласились вновь стать одним народом. Ибо разумного выхода из создавшейся ситуации не было.

Одно из двух. Или мы, евреи, – вечный народ. А вечным может быть один народ, а не двенадцать! Или мы просто беглые египетские рабы...

Но если цена единства столь высока, если оно – необходимое условие существования народа, то за него, наверное, приходится платить? – Жизнями своими расплачивались евреи, чтобы приобрести и не утратить это единство. Такая готовность подвергнуть свою жизнь опасности – ради высокой, разумеется, цели – называется по-еврейски мсирут нефеш, самопожертвование. Мы начинали с пожертвований в пользу Храма, а завершаем рассказом о самопожертвовании.

Руководителем работ по возведению Переносного Храма был поставлен мастер Бцалель. Спрашивается, почему именно он удостоился такой высокой чести? Дважды сказано про него в Торе – "сын Ури, сына Хура из колена Йеуды". Обычно Тора, называя человека по имени, ограничивается отцом (указывает отчество). Если упоминается дедушка, то в этом скрыт добавочный смысл. Кем был Хур, дедушка Бцалеля? Во-первых, тем, кто во время битвы против Амалека при местечке Рфидим поддерживал вместе с Аароном руки Моше (см. Шмот 17:10-12). Во-вторых, тем, кого Моше, уходя на гору Синай, оставил наряду с Аароном руководить евреями (см. там же 24:14). Мидраш рассказывает, что на этом посту Хур и погиб: когда евреи бросились отливать золотого тельца – на их пути встал Хур. Встал и нашел смерть под ногами озверевшей толпы.

Дедушка отдал свою душу, пытаясь остановить народ от самого страшного, что могло с народом произойти, – от распада. Внук вложил душу в то, что народ объединило, – в строительство Храма.

Вопрос для финала. Почему телец? Почему, когда евреи решили согрешить, они выбрали теленка, а не слепили из золота грандиозного быка? Или бизона с рогами до неба, грозного яка, буйвола наконец? Теленок, согласитесь, как-то мизерно и не тянет на великий грех, ради которого всему народу придется страдать еще пару тысяч лет. Ответа никто не знает. Или знает?

Теги: единство, Недельный раздел Торы, Загадки