Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Смотреть и видеть

Отложить Отложено

Вы молитесь в синагоге, заканчиваете молитву и ждете, когда шац, тот, кто ведет общую молитву, начнет произносить ее вслух. А пока вы оглядываете зал. Кто-то тоже закончил молитву, кто-то продолжает. И обращаете внимание, что справа от вас, почти у окна, выстроилась цепочка людей, которые стоят один за другим, все уже перестали молиться, а последний, тот, что в заднем ряду, еще молится. Все его ждут, не сходят с места, ибо таково правило: нельзя сходить места в молитве, если за тобой на расстоянии примерно двух метров стоит человек и молится. Дождись, когда он закончит.

Интересно, думаете вы, он знает, что задерживает других? Человеку с такой длинной молитвой лучше стоять спереди. Хотя там, в первом ряду, как раз в вашей синагоге все места заняты: они, что называется, именные. Ну тогда попросил бы у габая, того, кто отвечает за порядок в синагоге, чтобы указал ему место, где можно молиться, не мешая другим.

Надо бы сказать ему после молитвы, что так себя не ведут, иногда следует думать об окружающих.

Хотя с другой стороны, продолжаете вы размышлять, что плохого в том, что он долго молится? Остальные куда-то бегут? Остальным надо обязательно поразмять ноги? Все равно придется ждать молитвы ведущего.

Но нет! Все-таки не очень хорошо, извините за выражение, пригвоздить других евреев к месту. Получается, что ты лишаешь их свободы передвижения.

Стой, говорите вы сами себе. Наоборот, это очень хорошо, что он молится нескончаемо долго. Остальные стоят – и тем участвуют в его молитве. Это тоже браха! Можно сказать, насколько долго они стоят тут, в синагоге, настолько мало им придется выстаивать в очередях к врачам или в других местах, где образуются очереди не по самым приятным причинам.

[Это я, автор статьи, сочиняю для своего героя разные аргументы за и против. Хотя, если честно, есть простое правило: не может сойти с места только тот, кто стоит непосредственно перед молящимся, остальные спокойно могут сделать свои три шага назад, как положено в конце молитвы. Почему? Потому что между ними и молящимся есть "препятствие", другие люди. И лишь тот, кто стоит прямо перед ним, – да, ему придется стоят тут до Машиаха. Но остальные, похоже, об этом не знают, поэтому продолжаю сочинять аргументы в пользу долго молящегося.]

Мой главный аргумент: надо судить о каждом, оправдывая его действия, даже если на первый взгляд кажется, что он ведет себя не совсем правильно, это называется ладун лекаф зхут. У этого человека есть причина именно сегодня продлить свою молитву. Случилась радость в семье, и он благодарит Творца. Будем причастны к его радости: нам тоже воздастся за терпение в такой важный момент. Или наоборот, что-то у него произошло не самое приятное, вот он и удлиняет свою просьбу к Творцу. В этом случае нам снова воздастся добром, потому что мы как бы помогаем ему в его обращении к Тому, Кто утешает.

Смотреть на всё надо, что называется, хорошим взглядом. Недаром наш недельный раздел начинается со слова реэ́, "смотри": "Смотри, Я дам вам сегодня благословение или проклятие". Все зависит от твоей способности смотреть: смотри, что ты хочешь получить – браху (благословение) или клалу (проклятие)?  Умеешь смотреть на других хорошо – будет тебе хорошо. Хочешь смотреть плохо – получишь то, что тебя ждет, не обессудь потом.

Еще в нашем разделе приведен список того, что, обитая в природе, годится или не годится нам в пищу. Среди птиц, которые не годятся, названа раа, особый вид дневных коршунов. О ней сказано (трактат Хулин 63, стр.2): "Стоит в Бавеле и видит падаль в Эрец Исраэль". Указание на человека, у которого помутненное сознание ("стоит в Бавеле") – он всюду замечает плохое, а именно: смотрит на Святую землю, но видит в ней то, что хорошим считаться не может.

От этой привычки надо срочно отказаться.

Пусть человек, стоящий сзади нас, молится, сколько ему надо. А мы к его просьбе, обращенной к Всевышнему, присоединимся.

***

Примечание. Почему в стихе: "Смотри, Я дам вам сегодня…" – обращение стоит в единственном лице ("смотри"), а объяснение, на что смотреть, во множественном ("вам")?

Теги: Талмуд, Мусар, Недельный раздел Торы, Этика