«И она зачала, и родила сына, и сказала: снял Б-г позор мой» (Берешит 30:23).
Раши[i] комментирует: «Позор мой — меня позорили за то, что я бездетна, и говорили, что достанусь в жены злодею Эсаву. А агада (Мидраш Берешит Рабба 73, 5) говорит: пока у женщины нет ребенка, ей не на кого свалить свои оплошности, а когда родится у нее ребенок, сваливает на него. Кто разбил это посудину? — Твой сын! Кто съел этот инжир? — Твой сын!»
На первый взгляд, агада, которую цитирует Раши, ошеломляет. Неужели можно себе представить, что когда Рахель удостоилась забеременеть и произвести на свет сына, в будущем — родоначальника одного из двенадцати колен Израиля, она в самом деле думала о том, что теперь ей будет, на кого свалить свои «провинности»?
В такой час кажется естественным сосредотачиваться на главном, а не на второстепенном и «специфическом»!
Ответ нам поможет понять следующая история.
Сын гаона раби Шалома Айзена[ii] достиг возраста 13 лет — еврейского совершеннолетия, когда мальчик уже обязан выполнять заповеди. В день празднования его Бар-Мицвы в синагоге устроили Кидуш (это было в субботу). Перед субботой раби Шалом пришел к своему учителю, гаону раби Исеру-Залману[iii], чтобы пригласить его на Кидуш.
Раби Шалому было понятно, что учитель не сможет пешком пройти расстояние от своего дома до синагоги, в которой устраивается празднование. И всё же счел нужным пригласить его, а заодно и попросить благословение для сына.
Но, к огромному его удивлению, во время Кидуша в синагогу вошел раби Исер-Залман. Весь путь от ешивы «Эц Хаим» до синагоги раввин прошел пешком. Раби Шалом спросил, не слишком ли тяжело было учители проделать такой утомительный путь, и тот ответил:
— Это и в самом деле было выше моих сил, но БЛАГОДАРНОСТЬ заставила меня совершить это усилие!
— Благодарность? — удивился раби Шалом. — За что же мой господин и учитель так благодарен мне?
Ответ был следующим:
— Да, я благодарен тебе и твоему сыну за то, что из-за приглашения на этот Кидуш удостоился мысли о раскаянии. Я подумал: «Как удивительно! Ведь совсем недавно отмечали свадьбу раби Шалома, а его сыну уже тринадцать! Как быстро летит время!» И это навело меня на мысль о раскаянии, ведь «день короток, а работы много» (Авот 2, 15)[iv].
— И вот я сказал себе, — продолжал раби Исер-Залман, — раз я удостоился подумать о раскаянии благодаря раби Шалому и его сыну, мне следует принять участие в их празднике и выразить им свою благодарность. Поэтому я пришел. Очень важно обращать внимание даже на самые обычные моменты, чтобы не забыть поблагодарить за них.
Здесь и ответ на наш вопрос, согласно объяснению раби Моше Турка[v].
Конечно же, Рахель прежде всего благодарила Б-га за то великое благо, которое Он сделал для нее, удостоив стать матерью одного из родоначальников колен Израиля. Но она понимала также, что благодарить надо за всё, насколько возможно, в том числе и за самые обычные моменты, включая даже то, что будет «на кого свалить».
Поэтому Рахель благодарила Творца, Который «вспомнил о ней» во всем, послал ей полное благо: не только дал сына, но и «снял» ее позор, дав возможность избегать неприятных бытовых моментов. (Лэламедха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Шалом бар-Авраам-Абиш-Мордехай а-Леви Айзен (5676-5747 / 1916-1987, Иерусалим) — один из знаменитых иерусалимских законоучителей своего поколения, преподаватель ешивы «Тиферет Бахурим».
[iii] Раби Исер-Залман Мельцер (5630-5714 / 1870-1953, Литва, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, один из духовных лидеров поколения.
[iv] Раби Тарфон говорил: «День короток, а работы много, и работники ленивы, но вознаграждение велико и Хозяин торопит».
[v] Раби Моше бен-Дов Турк (5681-5781 / 1921-2021, Чехословакия, Эрец-Исраэль — Израиль) — один из выдающихся и старейших педагогов Бней-Брака, директор школы «Йесодэй а-Тора» в Тель-Авиве, вырастивший тысячи учеников.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»