Из цикла «До Потопа и после», темы: Сотворение мира, Каббала, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков
На второй день основные законы, управляющие материей, заработали в полную силу. Был задействован механизм преобразования Вселенной. Материя перестала быть аморфной, слеплённой в один сгусток. Началось её интенсивное движение, и расслоение.[1]
В результате этого процесса, часть материи скомпоновало землю, то есть непосредственно ту твердь, на которой мы живём, остальное вещество составил комплекс объектов, объединённых словом «ракиа» — «пространство», «заслон», «экран». Ракиа представлял собой колоссальную массу вещества, разделявшую воду, привязанную к земле, от воды, оставшуюся за пределами «ракиа». И не зря. Природа этой воды резко отличалась от воды земной. Земная вода гасит огонь, там же — наоборот, «огонь гасит воду».[2]
Ракиа в этот день продолжает обустраиваться Его структура становится всё более сложной и многослойной. Элементы, бывшие в первый день «сырыми» и бесформенными, во второй день «застыли», обрели чёткость и определённость.[3]
Ракиа по своей структуре не является монолитным и подразделяется как по степени удалённости от земли, так и по очерёдности формирования. Наиболее далёкие от нас ракиа содержат в себе и самые ранние объекты, появившиеся раньше других, и эти далёкие системы называются «шмэй шомаим», то есть — «небеса небес». К ним можно отнести самые дальние галактики и туманности. Слово «шомаим» в его прямом значении происходит от корня «шам» — «там», символизируя удалённость и вознесённость.[4]
Ракиа служат как бы занавесью между землёй и всем, что находится «на краю» мироздания. Если в первый день вселенная походила на скомканную ткань, то на второй день заработали законы, «развернувшие» и «натянувшие» этот «парус» мироздания.[5]
Всего существует семь видов «ракиа». Один из них, самый нижний называется «ракиа шомаим» — это привычный, окружающий Землю наблюдаемый космос, включающий близкие к нам Луну, Солнце, планеты и ближайшие небесные объекты.
Тора говорит о далёких небесных телах весьма скупо, ведь будущая власть человека не распространяется на небесные сферы.[6]
В другом, более узком понимании, слово «ракиа» означает также «небесный купол», «колыбель», то есть защитную оболочку, окружившую землю, формирующую климат земли.[7]
Но есть ещё один вид ракиа, который проводит тончайшую грань между «естественными» законами мироздания и духовной составляющей, действующей параллельно материальной природе.[8]
Следует также отметить, что небесные тела, созвездия, планеты, их движения и взаимодействия составляют вместе сложнейший механизм, который в той или иной степени влияет на земные дела. Космос не является чем-то отделённым и независимым от земных дел, но служит средством влияния на события, действенным рычагом управления. Созвездия, или мазалот, влияют на жизнь и судьбу людей, но влияние это не является безусловным и абсолютным. Механизм этот, кстати, был запущен именно тогда, на второй день Творения.[9]
Во второй день были созданы малахим — «посланники», особые духовные существа, исполнительные силы, своеобразные нити, которыми управляется мироздание — то, что мы называем «физическими законами» и «силами природы». Их назначение — обеспечить упорядоченное функционирование всех материальных объектов во вселенной, заставить их взаимодействовать и влиять друг на друга.
Видов малахим великое множество. Среди них — те, кто исполняют чисто служебную функцию, и таких — мириады. Они — словно невидимая паутина, пронизывающая мир. Они — тонкие струны, которыми Творец управляет всем сущим, заботится обо всём и везде. Они — словно колёсики огромного механизма под названием Мироздание.
Они отвечают за то, чтобы законы природы работали в нормальном режиме. Они следят, чтобы небесные тела двигались по своим орбитам, чтобы сохранялась стабильность и уравновешенность во вселенной. Есть среди них те, кто призван следить за сохранением видов растений и животных, их популяций и видовой стабильностью.
Есть те, кто задействует механизм адаптации животных, те, кто отвечает за жизни людей, за их безопасность и судьбу. Некоторые из них отвечают за судьбы народов земли, их благополучие или страдания.
Малахим порой можно ощутить, как слабые дуновения, а иногда увидеть в образе летящего пламени.[10]
Другими словами, на второй день мир обрёл организованный порядок, а также служебные силы и законы «природы», ответственные за сохранение этого порядка. Всё это поставило Творение в жёсткие функциональные рамки.[11]
К концу второго дня Земля, как планета, получила своё собственное место в пространстве, но формирование её продолжалось. Всё пространство, прилегающее к поверхности земли, было заполнено плотной атмосферой в виде концентрированного пара, смешанного с другими газами, среди них газ, «дающий жизнь».[12]
[1] Даат Софрим
[2] Тифферет Йонатан. Раби Йонатан Айбшиц
[3] Берешит Рабо,4,1
[4] А-ктав вэ а-каббала.
[5] Ор а-хаим а-кадош.
[6] Даат Софрим
[7] Мальбим
[8] А-Нацив, раби Нафтали Цви Берлин — А-Эмек давар
[9] РаМбаН
[10] Пиркей де раби Элиэзер с пояснениями РаДаЛя — раби Давида Лурии
[11] Даат Софрим
[12] Мальбим.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.