Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Толдот, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И даст тебе Б-г от росы небес и от богатств земли, и обилие урожая и вина»[1].
В Мидраше написано[2]: Даст тебе благословения, и даст тебе управление ими. Сказал рабби Аха: «Даст тебе благословения и будет твоим Б-гом». «От росы небес» — это Цион (место Храма — прим.), «от богатств земли» — это жертвоприношения, урожай — это бикурим (первые плоды, которые следовало приносить в Храм — прим.), а вино — то вино, которое лили на жертвенник». (Здесь Мидраш подчеркивает, что в отличие от благословений, которые получил Эйсав, и которые содержали только материальные блага, благословения Яакова содержат также духовность — прим.)
Притча. У одного богача было много владений — поля, виноградники и т.д., и в них было много работы. Когда он состарился, то решил, что лучше всего будет выбрать одного из сыновей и передать ему все дела, чтобы этот сын вел их вместо него. Он созвал сыновей и спросил: «Кто из вас хочет заправлять всеми моими делами дома и в полях, и быть главой семьи и кормильцем?» Сыновья стали отказываться. Каждый говорил: «Как я смогу всех кормить и за всем следить? Лучше я буду подопечным, а не опекуном». Среди сыновей был один умный. Он сказал отцу: «Отец, я беру на себя опеку над моими братьями и над всеми в доме. Но и вы выполните то, что сказали, и отдайте управление всеми делами в мои руки». Когда сыновья вышли от отца, кто-то спросил этого сына: «Зачем ты взял на себя эту тяжелую ношу? Ведь тебе придется очень нелегко!» Тот ответил: «Сейчас я объясню тебе, какая мне огромая польза от этой ноши. Во-первых, отец отдаст в мои руки все принадлежащие ему дома, все мастерские, в которых изготовляют изделия из золота, серебра, меди, железа, латуни и олова. Во-вторых, мне будут принадлежать и ткацкие мастерские, а также поля, виноградники и прочие угодья. Управляя всем этим, я приобрету бесценные знания!»
Смысл этой притчи в том, что источник всех благословений, благ и жизни в мире, — это святая Тора, как сказано: «Ведь учение (леках) доброе дал Я вам. Тору Мою не оставляйте»[3]. В Мидраше[4] написано: «Человек покупает золото — в нем нет серебра, покупает серебро…» и т.д. Но в святой Торе есть все — золото и серебро, поля и виноградники, и прочее. Тора является корнем всех благословений и источником, из которого вытекают все блага. Поэтому в вышеприведенном стихе из Мишлей, Тора названа леках — от слова лаках — «приобрел». Она является посредником, через которого берут блага. Благодаря ей человек их получает. Чтобы укрепить этот источник благословения, Всевышний привел нас в самое благодатное место для выполнения заповедей — в Цион (Цион — место Храма, в котором также заседал Сангедрин — верховный совет мудрецов Торы, от которых исходила вся ее мудрость — прим.) и Иерусалим, как сказано: «Ведь из Циона выйдет Тора, и слово Б-жье из Иерусалима». Там Всевышний построил нам Храм, где находилась Его Шхина, и мудрецы сказали, что Храм на земле соответствует Храму на Небесах. Все, что в нем было — стол с 12 хлебами — лехем а-паним, менора, жертвы и воскурения — являлось проводниками блага и благословений с Небес. Для служения в Храме были избраны святые и чистые сердцем коэны. (Коэны — потомки Аарона, старшего брата нашего учителя Моше, имеющие право и обязанность выполнять службы в Иерусалимском Храме. Коэны были частью колена Леви — прим.) Этим Всевышний завершил святую работу, и благодаря службе в Храме мы получали от Него благословение, а через нас оно распространялось и на других, как сказано: «И придут к тебе все эти благословения и настигнут тебя»[5][6]. То есть, все эти благословения ты получишь ради общего блага (всего человечества — прим.), и это имеется в виду в стихе: «И будете избранными Мне из всех народов… царство коэнов.»105 (то есть, важными в Моих глазах — прим.). Как коэны в Храме были избраны для того, чтобы передавать нам благословения, и о них сказал царь Давид: «Счастлив тот, кого Ты избрал и приблизил.»[7], так и мы, весь еврейский народ, называемся приближенным к Всевышнему народом. И это одна из причин, по которым Всевышний сделал так, что именно Яаков получил благословение: «От росы небес.». Всевышний хотел, чтобы Яаков был управляющим всем, созданным в мире и ответственным за благо и благословения не только для себя и своих потомков, но и для всего мира. Для этого ему необходимо было набраться мудрости и Торы, а также знания Творца и службы в Храме. Мудрецы сказали, что намек на все это содержится в том, что сказано: «И даст тебе Б-г…», а не просто «Даст тебе Б-г». То есть, даст благословения и даст управление ими — даст в твои руки источник всех благ[8]. Даст тебе благословение, и даст тебе знание о Нем, ведь это необходимо для святого служения. И еще в том, что стих начинается с союза «и», есть намек на то, что основная цель благословения — это преимущества, которые оно дает и средства, через которые оно передается. Поэтому сказали мудрецы: «От росы небес» — это Цион, «от богатств земли» — это жертвоприношения, урожай — это бикурим, а вино — то вино, которое лили на жертвенник.
[1] Берешит 27:28
[2] Мидраш Берешит Раба 66:3
[3] Мишлей 4:2
[4] Мидраш Шмот Раба, недельная глава Трума
[5] Дварим
[6] Шмот
[7] Теилим 65:4
[8] И смотри комментарий Раши, трактат «Брахот» 10, начиная от слов: «кавши дерахмана» — «сокровенные тайны Б-га»
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.