Из цикла «Границы научного познания», темы: Большой Взрыв, Прогресс и Тора, Тора и наука, Еврейская история, Рав Ашер Кушнир, Истинность Торы
Отдельно стоит вопрос о Началах — причинах причин появления всех составляющих Природы[1].
Хотя общепринятая теория Большого взрыва подробно описывает то, что произошло после Взрыва, она не содержит никакой информации о том, что происходило до этого.
Тем не менее, учёная мысль смело продвинулась за границы непознаваемой сингулярности Большого взрыва, и в последние десятилетия были выдвинуты новые космологические модели происхождения Вселенной[2]. Но пока эти модели не имеют эмпирических подтверждений и не выходят за рамки умозрительных догадок.
Впрочем, даже если предположить, что они будут косвенно подтверждены, ответ о Началах так и не будет получен, а незнание всего лишь будет перенесено на один «этаж» выше.
Поэтому вопрос о происхождении невообразимо великой первичной энергии Вселенной навсегда останется нераскрытой тайной.
Так же недоступна и причина появления и существования постоянно действующих законов природы. Ясно это сформулировал[3] Пол Девис: «Откуда появились законы природы? Когда я был студентом, мне объяснили, что роль учёного — раскрывать законы природы, искать пути их практического использования, но не выяснять, откуда они появились. Надо верить, что миром управляют абсолютные математические законы, что они неизменяемы и универсальны. Впоследствии я спрашивал многих коллег об источнике этой веры. Ответы, которые я получал, были от “это не научная постановка вопроса” и до “никто не знает”. Особенно мне нравился ответ: “Нет у законов природы причины, они просто существуют”… Научное объяснение природных явлений принципиально возможно только благодаря тому, что мир логично упорядочен, и любому следствию предшествует причина. И если проследить до причины причин, то мы неизбежно придём к фундаменту Вселенной — законам природы. Так как же получается, что именно в этой критической точке логика нас оставляет? Это же насмешка над всей наукой. Может ли быть, что колоссальное упорядоченное здание природы построено на абсурдной основе отсутствия логики…?» [4]
Вопрос о Началах находится вне прямой компетенции науки.
[1] Тема подробнее разбирается в главе 7 этой книги.
[2] Теория струн, теория инфляционной Вселенной и другие модели мультивселенной.
[3] The New York Times. 2007. November 24.
[4] Подобная постановка вопроса, естественно, вызвала недовольные отклики некоторых его коллег. Тем не менее, никаких конструктивных ответов по поставленному вопросу их критика не содержала. См.: Davies, Paul. Taking Science on Faith. The Edge. 2006. December 31. www.edge.org.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.