Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит золотого тельца и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев.

В следующую субботу в главе «Пкудей» мы будем читать, как Всевышний дает Моше подробные указания, касающиеся строительства Скинии (Мишкана) — переносного Храма, который должен был сопровождать еврейский народ во время странствования по пустыне. Моше выполнил миссию, возложенную Творцом, о чем и свидетельствуют следующие строки (Пкудей 40:16-30):

«И сделал Моше; во всем, как повелел Господь ему, так сделал он. (...) И возвел Моше скинию (...) как повелел Г-сподь Моше. (…) И внес он ковчег в скинию, и закрепил завесу полога, и завесил ковчег свидетельства, — как повелел Г-сподь Моше. (…) И поместил стол в шатре собрания (...). И уложил на нем порядок хлебов пред Г-сподом, — как повелел Г-сподь Моше. (...) возжег он лампады пред Г-сподом, — как повелел Г-сподь Моше». Думается, что все читатели уже обратили внимание на характерную концовку в этом своеобразном отчете о построении Мишкана — «Как повелел Г-сподь Моше». В Торе нет ни единого лишнего слова. Зачем же понадобилось повторять одно и то же выражение много раз?

Раби Йосеф Дов Бер Соловейчик в книге «Бейт а-Леви», напоминает о том, что Скиния была призвана искупить грех поклонения золотому тельцу. Создание тельца и последующие церемонии вокруг рукотворного идола были исключительно личной инициативой евреев. Они словно позабыли о том, что свои поступки надо согласовывать с Творцом. Поэтому Тора, описывая процесс строительства Мишкана, многократно повторяет: «Как повелел Г-сподь Моше». Скрупулезная точность, с которой лидер еврейского народа исполнял Б-жественные повеления, не отклоняясь ни на йоту, демонстрирует правильную модель поведения: народ Израиля должен советоваться с Творцом и действовать согласно Его указаниям.

Раввин Яаков Галинский пишет, что действия тех, кто поклонялся золотому истукану, олицетворяют собой любую идеологию, которая не основана на Торе. В нашей главе «Ки тиса» написано: «И встали они рано на следующий день, и вознесли всесожжения, и принесли мирные жертвы, и сел народ есть и пить, и поднялись смеяться» (32:6). Именно такие этапы, отмечает рав Галинский, проходит любая идеология, построенная не по Торе, — так она деградирует:

«и вознесли всесожжения» — всесожжения (животные, мясо которых сжигалось целиком и не доставалось людям) символизируют первый этап — поначалу идеалы превыше всего, «земля — крестьянам», «фабрики — рабочим», всё для светлого будущего и ничего для себя лично.

«и принесли мирные жертвы» — затем приносятся мирные жертвы: главную роль по-прежнему играет жертвоприношение, но мясо достается и самим инициаторам жертвоприношения. Применительно к идеологии — на этом этапе кроме возвышенных идеалов у людей есть что-то и для себя лично.

«и сел народ есть и пить» — третий этап: народ садится пировать. Лозунги давно превратились в фикцию, об идеалах никто не вспоминает. Желудок, плотские наслаждения, важнее всего.

«и поднялись смеяться» — наконец, идеологию ждет полнейший крах, мы видим отход от ее постулатов, цинизм и насмешку над былыми надеждами. Так происходит и происходило со всеми идеологиями, идущими не по Торе, будь то коммунизм или какой-нибудь другой «-изм». А вот идеология Торы продолжает быть идеологией жизни, оставаясь вечным идеалом для еврейского народа.


Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни, полностью связаны с постройкой Мишкана — переносного Храма, о котором написана эта статья. Мишкан служил местом сильнейшего раскрытия Божественного Присутствия, которое не оставляло сынов Израиля во время их сорокалетних странствий по пустыне. Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваякель

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Раздел Ваякэль посвящен строительству Мишкана. Но описанию строительства предшествует разъяснение законов Шабата.

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.

Недельная глава Ваякель

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель

Мидраш рассказывает. Недельная глава Шмини

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.