Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В большинстве моих высказываний вы найдёте лишь то, что большинство людей знают и в чём не сомневаются. Но в той же мере, в какой эти слова хорошо известны и их истинность очевидна, так же вполне обычно, что о них забывают»Рамхаль — Рав Моше Хаим Луццато, «Путь праведных»
Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит золотого тельца и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев.

В следующую субботу в главе «Пкудей» мы будем читать, как Всевышний дает Моше подробные указания, касающиеся строительства Скинии (Мишкана) — переносного Храма, который должен был сопровождать еврейский народ во время странствования по пустыне. Моше выполнил миссию, возложенную Творцом, о чем и свидетельствуют следующие строки (Пкудей 40:16-30):

«И сделал Моше; во всем, как повелел Господь ему, так сделал он. (...) И возвел Моше скинию (...) как повелел Г-сподь Моше. (…) И внес он ковчег в скинию, и закрепил завесу полога, и завесил ковчег свидетельства, — как повелел Г-сподь Моше. (…) И поместил стол в шатре собрания (...). И уложил на нем порядок хлебов пред Г-сподом, — как повелел Г-сподь Моше. (...) возжег он лампады пред Г-сподом, — как повелел Г-сподь Моше». Думается, что все читатели уже обратили внимание на характерную концовку в этом своеобразном отчете о построении Мишкана — «Как повелел Г-сподь Моше». В Торе нет ни единого лишнего слова. Зачем же понадобилось повторять одно и то же выражение много раз?

Раби Йосеф Дов Бер Соловейчик в книге «Бейт а-Леви», напоминает о том, что Скиния была призвана искупить грех поклонения золотому тельцу. Создание тельца и последующие церемонии вокруг рукотворного идола были исключительно личной инициативой евреев. Они словно позабыли о том, что свои поступки надо согласовывать с Творцом. Поэтому Тора, описывая процесс строительства Мишкана, многократно повторяет: «Как повелел Г-сподь Моше». Скрупулезная точность, с которой лидер еврейского народа исполнял Б-жественные повеления, не отклоняясь ни на йоту, демонстрирует правильную модель поведения: народ Израиля должен советоваться с Творцом и действовать согласно Его указаниям.

Раввин Яаков Галинский пишет, что действия тех, кто поклонялся золотому истукану, олицетворяют собой любую идеологию, которая не основана на Торе. В нашей главе «Ки тиса» написано: «И встали они рано на следующий день, и вознесли всесожжения, и принесли мирные жертвы, и сел народ есть и пить, и поднялись смеяться» (32:6). Именно такие этапы, отмечает рав Галинский, проходит любая идеология, построенная не по Торе, — так она деградирует:

«и вознесли всесожжения» — всесожжения (животные, мясо которых сжигалось целиком и не доставалось людям) символизируют первый этап — поначалу идеалы превыше всего, «земля — крестьянам», «фабрики — рабочим», всё для светлого будущего и ничего для себя лично.

«и принесли мирные жертвы» — затем приносятся мирные жертвы: главную роль по-прежнему играет жертвоприношение, но мясо достается и самим инициаторам жертвоприношения. Применительно к идеологии — на этом этапе кроме возвышенных идеалов у людей есть что-то и для себя лично.

«и сел народ есть и пить» — третий этап: народ садится пировать. Лозунги давно превратились в фикцию, об идеалах никто не вспоминает. Желудок, плотские наслаждения, важнее всего.

«и поднялись смеяться» — наконец, идеологию ждет полнейший крах, мы видим отход от ее постулатов, цинизм и насмешку над былыми надеждами. Так происходит и происходило со всеми идеологиями, идущими не по Торе, будь то коммунизм или какой-нибудь другой «-изм». А вот идеология Торы продолжает быть идеологией жизни, оставаясь вечным идеалом для еврейского народа.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.