Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Наши мудрецы высказали красивую мысль о том, что все, что произошло между Яаковом и Эсавом, было знаком для потомков Яакова, которых ожидают такие же события, связанные с народом Эсава.

Яаков боялся Эсава все сильнее и сильнее; так же и потомки Яакова все больше и больше трепетали перед народом Эсава.

Яаков приготовился к дарению подарков, молитве и битве; так и мы в каждом поколении делаем то же самое. В первую очередь мы стараемся спастись от преследования потомков Эсава через молитву и плач перед Б-гом Яакова. Кроме того, мы подносим им подарки, пытаясь подкупить их. И, наконец, мы готовимся воевать, то есть, пытаемся спастись бегством.

Яаков сам, по своей воле, а не по желанию Свыше послал к Эсаву своих посланников и помирился с ним; так и цари во времена Второго Храма заключили союз с эдомитянами, который и послужил причиной сокрушительного поражения, как подробно объяснили наши мудрецы.

Яаков сказал: «Если придет Эсав на один лагерь и побьет его, второй лагерь будет спасен». Так происходило и в нашем изгнании: сыновья Эсава не уничтожили нас всех и не стерли память о нас. Они притесняли нас в некоторых своих странах, где царь был особенно жесток, а другой царь в другой их стране жалел нас и давал приют нашим беженцам.

Ангел Эсава не смог победить Яакова, сбросить его наземь и убить, однако дотронулся до его бедренного сустава. Так и царство Эдома не в состоянии стереть нас с лица земли, однако в силах дотронуться до нашего «бедренного сустава». По словам наших мудрецов в Берешит раба, это — праведники, которые в будущем должны появиться в нашем народе, «поколение освящающих Имя Б-га».

Яаков сказал Эсаву: «Пусть идет господин мой впереди раба его, а я пойду медленно…, пока не приду к господину моему в Сеир». Так и было: потомки Эсава всегда предшествовали потомкам Яакова в достижении суетных благ. Даже цари у них появились раньше: «И вот цари, которые царствовали в земле Эдома перед тем, как воцарился царь у сыновей Израиля». Потомки Яакова движутся медленно и в Земле Израиля, и в изгнании, и так будет продолжаться вплоть до последнего дня, когда они дойдут до Сеира, согласно обещанию пророка: «И взойдут избавители на гору Цион, чтобы судить гору Эсава, и будет царство у Б-га».

46. Смысл добавления Яакову имени «Израиль» (35:10)

В разделе Лех леха, обсуждая стих «И не будет больше называться имя твое Аврам», я разъяснил, что тот, кто назовет Авраама прежним именем, нарушит запрет Торы, так как это имя полностью перестало действовать и более не применимо к Аврааму. И прежнее имя Сары — Сарай — тоже отменилось и более не используется. Но Яаков, получив новое имя, не лишился прежнего.

Причина этого различия состоит в том, что имена Аврам и Сарай были даны им как временные, а когда они вошли в союз с Б-гом через обрезание, они получили новые, истинные имена. Поэтому было правильно, чтобы прежние имена, полученные в нечистоте, они совершенно оставили, получив взамен новые, обретенные уже в святости. С Яаковом же все было не так. Он получил свое имя от Ицхака, когда вошел в союз обрезания, и потому это имя было тоже святым и чистым. Поэтому это имя не должно было замениться новым, которое дал ему ангел по случаю победы. У Яакова должно было остаться два имени. При этом имя Яаков стало второстепенным, так как соответствовало естественной природе Яакова и несло на себе отпечаток уровня Ицхака, который его дал. А имя Исраэль стало главным, так как соответствовало чудесному событию и несло отпечаток уровня ангела, от которого Яаков получил это имя.

Возможно, именно это имели в виду наши мудрецы, когда сказали: «Наш праотец Яаков не умер».

И именно поэтому стих говорит: «Ибо Израиль будет имя твое», — не вместо имени Яаков, а в дополнение к нему.

с разрешения издательства Швут Ами


Воровство и грабеж входят в число самых тяжких грехов, разрушающих общество. Воровать и грабить запрещено даже для того, чтобы только расстроить, проучить или попугать ближнего, а потом сразу же вернуть ему имущество. Различные виды обмана, мошенничества и выманивания также отнесены к категориям воровства или грабежа Читать дальше

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Кдошим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 231-240

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

О похоронах, О рабах, Об ущербах

Ссуда под проценты 2

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"

Ссуда под проценты 1

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Пишет Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего»: «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы». (перек 4).

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Истоки Устного Закона. Цель раввинского законодательства.

Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»

"Цель гзерот - предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот - укрепление и развитие четырёх основ: религии, семьи, национального сознания, общества"

Урок упования. Четыре вида

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Тора и бизнес. Взять в долг без согласия владельца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя брать чужие вещи без согласия владельца. Такая ситуация классифицируется Торой как воровство. Если в прошлом владелец многократно давал разрешение на пользование этой вещью, ее можно взять при соблюдении нескольких условий.

Тора и бизнес. Случайная подмена предметов или одежды

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя пользоваться чужой собственностью, не имея на это специального разрешения. Если человек по ошибке взял чужую вещь, он должен прекратить ее эксплуатацию с того момента, как выяснится ошибка.

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.