Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В чём состоит раскаяние? Грешник оставляет свой грех и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не принимать более греха, как сказано: “Да оставит грешник путь свой и преступный человек — замыслы свои” (Йешаягу 55, 7)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 2
В трактате гемары «Хагига» упоминается отрывок из Торы (книга Дварим, 31, 17): «И загорится Мой Гнев на него в тот день, и Я оставлю их, и сокрою Лицо Моё от них, и будет он для пожирания, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет в тот день: «Разве не оттого, что нет Всесильного в среде моей, постигли меня беды…»

Сказал раби Бардла бар Тевиёми, сказал Рав: «Всякий, кто не (ощущает) Сокрытия Лица — он не из “тех” (о ком говорит пасук, то есть — не из сыновей Израиля).»

Комментируя это парадоксальное утверждение, Раши объясняет, что выражение «сокрыл Лицо» говорит о времени, когда Всевышний управляет миром, словно не замечая страданий евреев. Он не останавливает поток бедствий, обрушивающихся на них.

Ибн Эзра, трактуя слова отрывка Торы «и…оставлю их», объясняет, что они свидетельствуют о моменте, когда Творец отвернется от всех евреев: злодеев и праведников, женщин и детей, виновных и невиновных, потому что все они отвечают друг за друга.

Правда, сокрытие Лица не проявляется в одинаковой степени в отношении всего народа. Его форма, сила и глубина зависят от уровня каждого человека.

По мнению Ор а-Хаим, страдания евреев связаны с «сокрытием Лица» Творца, так как Всевышний «не сможет» сдержать готовое вырваться наружу милосердие, гасящее любой гнев, если «направит взгляд» на беды еврейского народа. Чтобы наказать евреев, Ему приходится «скрыть Лицо», будто бы отворачиваясь, и уже одно это обрушивает несчастья на евреев. Тосафот отмечает, что в этом «сокрытии» проявляется особая любовь к Израилю, которая, с одной стороны, дает право Мере Правосудия наказывать евреев, но в то же время сдерживает и смягчает удары.

В этой же гемаре говорится, что, дойдя до отрывка о «сокрытии Лица», раби Йоханан горько заплакал, приговаривая: «Может ли быть спасение рабу, когда сам Хозяин желает наложить тяжкие взыскания!»

Кли Якар сомневается, что наказания, которые Всевышний посылает евреям, сыплются подобно ударам господина, наказывающего раба. в соответствии с этим высказыванием раби Йоханана. По его мнению, Святой, Благословен Он не «выдумывает» несчастья евреям, ведь сказано (Эйхо,3,38): «Из уст Всевышнего не выйдет дурное…» Нет, беда приходит, как непосредственный результат грехов.

Раби Рефаэль Гирш поясняет, что беды, хлынувшие на евреев как бы «сами собой», являются естественным порождением поступков нечестивцев. Ведь особенное существование евреев и их успехи — прямой результат действия «надприродных» сил, специально для них «включённых» Всевышним. Ор а-Хаим придерживается такой же точки зрения, утверждая, что любое несчастье или страдание в мире порождены прегрешениями, ибо мир так был создан изначально: за добрый поступок Всевышний установил награду, а преступлению соответствует наказание.

Отрывок Торы, привлекший внимание мудрецов гемары начинается словами: «И возгорится Мой гнев в тот день…» Его простой смысл в том, что обычно перед «сокрытием Лица» создаётся нестерпимая ситуация, когда гнев Всевышнего не может не излиться.

Но что именно означает фраза «в тот день…»? Комментаторы объясняют, что Б-г жаждет нашего раскаяния, поэтому Его гнев вспыхивает немедленно после того, как грех совершён, то есть «в тот день», пока греховная зараза не успела распространиться.

И в этом также проявляется милосердие Всевышнего по отношению к евреям. О нем сказано в Псалмах Давида (Теилим, 62, 13): «У Тебя, Господь, милосердие, ибо платишь Ты человеку (совершающему зло) подобно делам его…» — не медля, не забывая.

А Раши уточняет: «Написано “подобно делам его”, но не в полной мере.» То есть Всевышний поначалу накладывает малую часть настоящего наказания, в надежде, что человек раскается. Как сказано у пророка Эзры (9): «Ты взыскиваешь меньше, (чем) преступления наши…»

Но беда, когда предупреждённые евреи не раскаиваются, не сворачивают с дурного пути. Тогда Всевышний как бы «оставляет» их, надолго «скрывая» свое «лицо», и нежданно приходит расплата сразу за грехи.

Нет времени горше этого. Беды льются потоком (не дай Б-г), ситуация становится нестерпимой настолько, что попытка избавится от одной напасти, влечёт за собою другую.

Это похоже на случай, когда человека укусили одновременно оса и скорпион. Чтобы облегчить следствия укуса осы окунаются в холодную воду, но против яда скорпиона действенна горячая. Более того, средство против одного яда, усугубляет действие другого. Человек в растерянности. Он боится лезть в горячую воду — усилится действие осиного укуса, а холодная вода губительна при укусе скорпиона!

Таковы беды еврейского народа в изгнании. Допустим, некий разбойник издевается над евреем. А тот оказывается перед дилеммой: жаловаться властям — чревато усилением гонений, оставить как есть — злодей распояшется ещё более…

Вернемся к отрывку из Торы, комментируемому мудрецами гемары: «И Я сокрою Лицо Своё, и будет он (Израиль) для пожирания…» Казалось бы, после упоминания бед и несчастий, что может добавить эта фраза, как-то странно отделённая по смыслу?

Объясняет рав Залман Сороцкин («Ознаим ле Тора»).

Человек, исполняющий Волю Всевышнего, имеет ясную цель в жизни — служить Господину всего сущего. Для этого, прежде всего, требуется вникнуть в слова Торы, понять требования Всевышнего к человеку, усвоить добрые качества, и, в результате, удостоиться вечной жизни.

Но многие люди живут по-другому, стремясь лишь к удовольствиям этого мира. В чём смысл существования такого человека? Ответ прост — его жизнь сводится к «пожиранию» в самых разных смыслах этого слова. Недаром эти люди проводят так много времени в пустых забавах. Это необходимо им, чтобы заглушить голос внутренней правды, забыться, изгнать мысль о неизбежном горьком конце, заполнить пустоту души.

Слова «для пожирания» в этом отрывке Торы означают не только то, что в результате эти люди лишаться всех нажитых благ. Они сами обкрадывают себя, влача бесцельное существование.

Далее в Торе говорится: «И скажет в тот день: разве не потому, что нет Б-га внутри меня, постигли меня эти несчастья…» И сразу вслед за этим: «И сокрыть сокрою Моё Лицо в тот день за всё зло, что он сделал, ибо обратился к другим силам…»

Признание, что «нет Б-га внутри меня», — говорит Рамбан, — хоть ещё и не полное раскаяние, но всё же сожаление и признание собственной вины. Почему же после такого положительного сдвига Всевышний, как вытекает из последующих слов, сгущает тьму и усиливает «сокрытие»? Почему именно теперь Всевышний опять напоминает обо «всём зле», повторяет обвинение об обращении к «другим силам»?

«Даат црор а-мор» приводит несколько объяснений.

Во-первых, признание вины в такой форме («ибо нет Всевышнего внутри меня») свидетельствует о непонимании сути раскаяния и о том, что человек изменил мысли и чувства, но не готов перейти к конкретным делам. Известная отговорка: «Я верю в душе» свидетельствует, что человек ещё весьма далёк от смены образа жизни и поступков. В ответ на такое «мысленное» раскаяние он и слышит слова Творца: «… сокрыть сокрою Моё Лицо за всё зло, что натворил…». Это ясное указание на ответственность за совершенные человеком плохие поступки. Ведь известно, что главное в Торе — это конкретные действия. Недаром говорится: «Велико Учение, приводящее к (добрым) делам».

Во-вторых, если раскаяние совершенно лишь на словах, значит, сердце человека еще далеко от Всевышнего. Подобное порицает пророк Ишайя: «Уста их уважили Меня, но сердце далёко…». И, тем не менее, даже такое словесное «раскаяние» приводит к ослаблению гнева Всевышнего.

Кроме того, раскаяние, пришедшее как следствие несчастий, не много стоит. Царь из плоти и крови немедленно укорил бы своих подданных, подобно царю Ифтаху, сказавшему старейшинам, пришедшим звать его на войну: «Почему вы пришли ко мне теперь, когда беда у вас?»

Так и здесь. Человек, вспомнивший о Творце во время бедствий, выйдя из полосы страданий, вполне вероятно, снова станет на порочный путь. Как сказано о фараоне Египта: «…Увидел, что полегчало — ожесточил своё сердце…»

Всевышний ждет полного раскаяния евреев, а до этого момента говорит: «… сокрыть сокрою Лицо Моё…»

И, наконец, не сказано ли в предыдущих пасуках, что три преступления повлекли за собой Сокрытие Лица: «…оставил Меня…», «…увлёкся иными божками…», «…нарушил Мой Завет…». Тшува должна быть в отношении всех трёх пунктов.

В этом отрывке Торы раскаивающиеся вспоминают лишь о том, что: «… нет Всевышнего в среде нашей…». И Б-г отвечает им: «Это ложь! Если б вы только оставили Меня — не стал бы Я взыскивать столь строго. Но, не ограничившись “оставлением”, вы предались развратным языческим культам, нашли себе непотребную замену в чуждых идеологиях — и это невозможно простить. “Оставлением” Я мог бы принебречь, но в день, когда вы отыскали себе других божков, не сокрыть Лица было не возможно!»

Всевышний принимает малейшее стремление к раскаянию. Разница заключена лишь в том, что «частичная» тшува тянет за собой тяжёлые испытания. Если человек стойко переносит беды, он как бы восполняет недостающее в сердце и возвращается к Б-гу всей душой.

из журнала «Мир Торы», Москва


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше