Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Беhаалотха

Отложить Отложено

Начиная с этой недельной главы, на протяжении почти всей книги Бамидбар, Тора рассказывает нам о грехах и преступлениях евреев. Каждый такой рассказ необходимо изучать отдельно, но основа у них одна. Важнейшей причиной ошибок того поколения было то, что они находились в пустыне. Каждое место имеет свою духовную атмосферу, которая изменяет душевный настрой человека,  вызывает у него определённые мысли и желания.

Есть места, где мысли сами легко настраиваются на возвышенное --  здесь легко верить, хочется молиться, учить мудрость Торы, творить доброе и благородное. В таком месте присутствует святость, и эта атмосфера облагораживает. Я помню, что таким местом был дом покойного Рахмистривского Ребе  זצ''לна улице Сфат Эмет в Иерусалиме. Это была обычная квартира, такая же, как у всех в  районе. Такие же шкафы с теми же,  что и у всех, книгами, стол, стулья, прихожая, высокие потолки. Но  при виде всего этого меня всегда охватывало сильнейшее желание открыть книгу и начать учиться, хотелось молиться по-другому, искренне, от всего сердца. Всё это происходило ещё в прихожей, до того, как я попадал в ту комнату, где Ребе זצ''ל учился и вел прием.

Но есть и другие места, где человека атакуют отвлекающие образы, мысли путаются, нужно напрячь всю силу воли, чтобы заставить себя сосредоточиться на изучении Торы или на мицве, которую ты делаешь. Пустыня – это место дикое, обиталище злых разрушительных сил. Испытанием еврейского народа было пройти по всем этим местам, подвергаясь атаке мерзости, которая здесь обитает, и продолжать и здесь служить Б-гу и освобождать скрытый запас святости, попавший в эти места. Работа эта тяжёлая и опасная. Частые скачки настроения, которые происходили у евреев в пустыне, дух раздора, неверия и бунта, возникающий у них, был связан с нахождением в новом месте, где им Свыше было предназначено выполнять такую службу.

Весь наш мир – это мир испытаний. Как и нашим отцам в пустыне, всем нам приходится выдерживать множество испытаний в жизни. Необходимо быть готовым к испытанию,  чтобы, когда оно придёт, достойно выдержать его. Что такое испытание? Человек убеждённый, твёрдо знающий и ясно понимающий цель и предназначение своей жизни, способен преодолеть любые трудности и невзгоды. Настоящим испытанием является "затмение разума", состояние, когда человек не понимает и не способен объяснить, почему и за что с ним это происходит. Ясность мысли отсутствует, все неясно и непонятно, всё страшно и больно. Если человек, несмотря на всё это, будет крепко держаться за веру, полностью полагаясь на Всевышнего и доверяя Ему, он достойно выдержит испытание. Я не знаю и не понимаю, почему это и за что, но так хочет Б-г, а Он знает, что делает, и всё, что Он делает, это добро и справедливость. Примером  может служить жертвоприношение Ицхака. Известный Мидраш рассказывает, что на протяжении трёх дней Обвинитель приходил к Аврааму и Ицхаку и предлагал им множество «справедливых» вопросов и претензий, стремясь вызвать у них сопротивление и бунт. И Авраам, который за свою жизнь переубедил множество людей и обладал величайшей мудростью и знаниями, ничего не мог ответить. Б-г забрал у него разум и его единственной силой была вера. С её помощью они с Ицхаком и выдержали это испытание. На все каверзные вопросы есть ответ, все детали испытания были тщательно продуманны Свыше и не случайны. "Акидат Ицхак" принесло и приносит величайшую пользу как Аврааму и Ицхаку, так и нам, их детям. Но в момент испытания они не знали и не видели этого.

Для чего Б-г подвергает человека испытанию? Есть люди, которым испытание необходимо, чтобы напомнить им о существовании Всевышнего. Не всё в мире "схвачено»  и  не «за всё заплачено", человек не может преуспеть в жизни без Б-га. Есть те, кому испытание необходимо, чтобы раскрыть  потенциал, который дремлет в них. Напрягая свои силы, чтобы устоять и преодолеть трудности и падения, человек растёт. Кто встречался с людьми, которые с честью преодолели трудности и несчастья в жизни, может сказать, что  каждый из них это человек сильный, мудрый,  личность -- с таким человеком по-настоящему интересно. По сравнению с ним, те, у кого в жизни всё "текло как по маслу", обычно люди слабые и неразвитые. Есть ещё две причины, которые называются в книгах. Они касаются в основном праведников. Цадик иногда теряет свой уровень для того, чтобы, поднимаясь с помощью веры обратно, наверх, освободить искры святости, родственные его душе, и поднять их с собой. "Меор Эйнаим" говорит, что это похоже на человека, который, стоя на крыше дома, видит внизу, в куче мусора, драгоценный камень. Ему необходимо спуститься вниз, чтобы поднять его.  Есть понятие "спуск ради подъёма". Рост в рамках определённой ступени ограничен. Для того, чтобы подняться на качественно новую ступень, нужно потерять предыдущую. Это закон мира, на любом этапе развития недостаток должен предшествовать восполнению, а тьма  -- свету.

Героями истории, которую я хочу рассказать, являются наши современники, имя их я назвать не могу. Это известная в Израиле раввинская семья, в которой случилась трагедия, спаси нас от подобного Б-г. Их дочь, ей не было ещё тридцати лет, поехала в Мирон сделать халаки сыну. На обратном пути их тендер попал в аварию, и она погибла. В дни траурной "шивы" семью пришёл навестить водитель тендера, человек нерелигиозный. Во время разговора он расплакался, и тогда из утешаемого отец погибшей должен был превратиться в утешителя. "Не плачь, мы тебя совершенно не виним, ты не виноват в том, что произошло. Это случилось из-за наших грехов, это нас Б-г так наказал". Чтобы убедить водителя, отец сказал, что они после траурной недели наймут его для поездки всей семьёй в Мирон. Прямо на месте они договорились о времени, и сразу после "шивы" эта семья поехала с ним в Мирон благодарить Всевышнего за все милости, которые Он оказал им.

"Семь раз падёт праведник, но встанет". Пусть в нашей жизни будет как можно больше хорошего и доброго!

Доброй вам Субботы, агит Шабос. Яков Доктор

_____________________________________________

Еврейский центр "Шма Исраэль" – это центр Торы для русских евреев в Бейт Шемеше. Приходите учиться, наши двери открыты.

Теги не заданы