Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Каково расстояние между раем и адом?

Отложить Отложено

В вашу синагогу – стоит опоздать на пару минут, как все места заняты, полно народу, некоторые стоят в проходе. Вы оглядываете зал, где бы присесть. Замечаете пустой ряд стульев слева у стены, но туда не пройти, потому что вход в этот ряд загородил грузный мужчина, сидящий на первом месте справа, он самозабвенно молится, прикрыв рукой лицо. Похоже, отключился от мира, таких беспокоить нельзя.

Хотя, почему, собственно, нельзя? Ему бы следовало подумать и о других. Он тут не один. Пользуется тем, что люди стесняются попросить его пропустить их. Хотя возможно, он совсем не зловреден. Спросите его после молитвы, почему он так неудобно для других сел – очень удивится. Мол, если б попросили, он бы с радостью дал пройти. Да и сел с краю, наверное, не без причины: может, ему сразу после молитвы надо бежать по делам. Короче, думать о нем лекаф зхут (объясняя ситуацию в его пользу) легко, но не просто. Вы бы так, как он, ни за что не поступили, верно?

Вот откуда берутся такие люди? Вчера вы подъехали к банку, мест для стоянки, как всегда, не было. Так какой-то тип поставил свою машину, накрыв сразу два места! Хорошо, он выскочил из банка как раз перед вами, сел в свой автомобиль и отбыл, освободив место для вас. А если бы не выскочил? Вот так и теряешь веру в человечество.

С другой стороны, и его спроси – он тоже оправдается вполне приемлемо: у него не было времени – жена ждет в больнице, роды и всякое такое, он знал, что заскочит в банк реально на минутку сунуть чиновнику в окошко одну бумажку, тот ждет, так и случилось, о чем разговор?

Вопрос: можно такому человеку сделать замечание? Или смолчим, как в прошлый раз?

В прошлый раз, помните? мы сидели тоже в синагоге, рядом с нами качался и мешал своими криками и раскачиванием какой-то тип, по поводу которого мы спросили у раввинов: что с ним делать? можно ли мягко и вкрадчиво объяснить ему, что он тут не один? И получили квалифицированный ответ: что можно сделать замечание, а можно и не делать. Первое требует выполнения сразу нескольких условий (не обидеть, сказать по делу, без нервов и пр. и пр.), второе как бы проще – пожать плечами и уйти. Это вообще две разные стратегии жизни: первая от Йеошуа Бин-Нуна, вторая от Калева.

А сегодня что? Тоже две стратегии?

Оказывается, нет. Начнем с цитаты из первых глав Торы (Берешит 12:1-2): "И сказал Всевышний Авраму: иди из своей страны, от своей родни… и будь благословением". Мудрецы сказали, что такова установка Торы евреям: куда бы вы ни пришли, будьте благословением, брахой, для того места и тем людям, которые там живут. Это необязательно о странах, это и о нашей синагоге. Пришел молиться – не будь обузой другим, стань им помощью, брахой. А значит, садясь на крайнее место, подумай, как мимо тебя протиснутся другие. Не будь слоном в посудной лавке: люди – не посуда, да и ты не слон.

Хотя повторяем снова и снова – тот, кто выступил именно слоном, не заслуживает ни нашего шипения, ни нашей на него злости.

Так что делать со слонами?

В нашем недельном разделе сказано (Бемидбар 17:5): "Не будь, как Корах и как его соратники (по бунту против Моше и Аарона)". В контексте читается: "не поступай, как Корах и его сообщники", поднявшие бунт против Всевышнего. Но можно прочесть, как мы прочли, – и мудрецы именно так читают: не уподобляйся Кораху вообще во всем, а не только в бунте!

Вопрос: что значит, "не будь как они"? По форме, это запрет, заповедь "не делай". В нашем случае с Корахом – не делай что? Судя по отрывку: не участвуй в спорах, не скандаль, не качай права и пр. Все мы знаем суть конфликта, который возник между Моше и Корахом, его двоюродным братом. Даже пассивное участие в споре и скандале – преступно и запрещено. Даже в качестве потерпевшей стороны! [Только не будем путать борьбу за права со склокой.]

Но что сделал Моше? Он решил скандал предотвратить. Послал позвать к нему Датана и Авирама, пару зачинщиков. Те прийти отказались. Тогда Моше пошел к ним сам. И мы с вами удивлены. Несколькими стихами выше сказал Всевышний пророку Моше (Там же 16:24): "Скажи общине (всему народу): отступите во все стороны от жилища Кораха, Датана и Авирама". Т.е. не приближайтесь к ним. А тут Моше сам идет к ним! Получается, что оказал преступникам кавод, почтение.

Сказал Рэш-Лакиш: отсюда учим, что нельзя участвовать в споре. Любой, кто участвует в споре, нарушает запрет "Не будь, как Корах и как его соратники" (Санедрин 110а).

Делаем вывод, что Моше не надо было участвовать в конфликте, но раз он сам пошел к оппонентам, то нарушил запрет. И более того, считается чуть ли его зачинателем, хотя формально всё началось не по его инициативе.

Выходит, что зря пошел. Тем более что они его не послушали и спор не удалось погасить на корню. Но вот что пишут мудрецы-комментаторы. Через некоторое время земля поглотила Кораха и зачинщиков. Однако сыновья Кораха сделали тшуву (осознали свой грех и отказались от него), затвердело под ними место при падении и не упали они на самое дно преисподней, откуда даже после прихода Машиаха нет выхода. Почему сделали тшуву? Потому что сам Моше пришел к ним в поисках примирения, и это настолько их поразило, что они задумались и прозрели! Получается, что не зря пошел Моше к Датану и Авираму.

Рисковал Моше. Сказано, что "между раем для Моше и адом для Моше расстояние тоньше волоса". Он об этом знал и мог отказаться от усилий по примирению. Но пошел и спас хотя бы сыновей главного бунтовщика.

Итак, мирные переговоры с теми, кто ведет себя не совсем так, как предписано Торой, не только возможны, но и необходимы. Иначе откуда они узнают, что поступили не совсем правильно? Корах, а также человек, который загородил проход ко всему ряду стульев во время молитвы, и тот, что поставил свою машину перед банком, нарушив все законы рода человеческого (шутка), нуждаются в нашем мягком замечании. Смолчать нельзя! Как нельзя и накричать на них. Крик даже хуже, чем молчание.

Итог. Не закрываем глаза и даем человеку понять, что так не поступают. Что надо думать и о других. Мой раввин обычно в таких случаях разводит руками, как бы удивляясь: что за поведение? И нарушитель (например, тот, кто норовит пролезть в очередь без очереди) видит его жест и понимает: народ заметил мое нарушение и осудил, тут, оказывается, этого не любят, больше не буду.

(Тот, кто качается на стуле, мешает мне. Могу смолчать, могу уведомить. Тот, кто не пропускает людей пройти и сесть, мешает всем. Смолчать нельзя.)

Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика