Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда я болел, то ахал и охал. Оказывается, зря

Отложить Отложено

Времени, как часто бывает, в обрез. Уже ночь. Буквально через несколько часов улетаю в Киев на семинар. А тут вспомнил, что еще не постил в блог. Поскольку обещал – посщу (или постю?).

Тема последнего урока на ТиВиТолдот – против лицемерия. "Быть снаружи таким же, как внутри". Приведу две истории из конспекта, составленного для того урока. И одну историю – бомба! – из мидраша.

** **

Первая история.

Рав Йеуда Цадка (руководитель ешивы Порат-Йосеф). В ночь с четверга на пятницу обычно учился до утра, сидел над Талмудом. Но однажды вечер четверга застал его далеко от дома. Вернулся уже ближе к утру. Тем не менее, пошел к первому миньяну в синагогу. Там его ждал ученик. Они сели учиться – хотя до молитв оставалось с четверть часа. (Такое правило: если есть свободная минута для учебы – садись учиться тут же!)

Прочитали несколько предложений – как вдруг рав Цадка отложил книгу в сторону. Объяснил: сейчас придут люди учиться. Увидят меня, сидящего над книгой, и подумают: вот, наш раввин, как всегда всю ночь учился, наверное – все семь часов. А это не так! Поэтому не буду их обманывать. Сегодня ночью я не учился.

[Не знаю, но меня этот короткий рассказ потряс. В том смысле, что я бы тут не усмотрел даже пыли от нарушения. А ведь если подумать – самое чистое притворство: смотрите, какой я умный и прилежный в Торе. Вы только проснулись – а уже несколько часов за книгами. – Так я мог бы рассуждать, обложившись фолиантами. – Но прочел эпизод из жизни рава Цадки – и у меня в следующий раз уже не получится сыграть такой концерт, сорвав аплодисменты в зале.]

** **

Вторая история.

Раби Зисель-Симха, он же Саба из Келема. Однажды он и его тесть, оба дали зарок никогда ни говорить и ни делать ничего, что не является полной правдой.

Но вот, его тесть заболел. Лежал дома и тяжело вздыхал и охал. Все за него очень переживали.

Зашел его навестить зять, раби Зисель-Симха. Посидел рядом с ним – а потом ушел. И тесть перестал вздыхать и охать.

Спросили – что случилось? Какое он принес тебе лекарство или сгулу?

Ответил, что раби Зисель-Симха ничего ему не принес, но напомнил про обет, который они дали на двоих. Сказал – не утрирую я ли свои боли тяжелыми ахами и охами? Если так – то это не совсем правда.

Вот я и подумал (говорит его тесть своим ближним), пусть тело болит и стоны получаются сами по себе – но уж лучше держаться, сжав зубы, и не издавать ни одного жалостного звука, чем нарушить обещание во всем быть честным до конца.

[Я тут сам недавно болел. Скажите, ну почему я не услышал этой истории до того, как слег в постель? Ах, как жаль.))]

 

Третья история. Отрывок из Мидраша "Авот де-раби Натан", глава 38.

וכשתפשו את רבי שמעון בן גמליאל ואת רבי ישמעאל ליהרג, היה רבי שמעון בן גמליאל יושב ותוהה בדעתו ואומר: אוי לנו שאנו נהרגין כמחללי שבתות וכעובדי כוכבים וכמגלי עריות וכשופכי דמים
אמר לו רבי ישמעאל בן אלישערצונך שאומר לפניך דבר אחד
אמר לואמור
אמר לושמא כשהיית מיסב בסעודה באו עניים ועמדו על פתחך, ולא הנחתם שיכנסו ויאכלו
אמר לוהשמים אם עשיתי כן. אלא שומרים היו לי יושבין על הפתח, כשהיו עניים באים היו מכניסין אותן אצלי, ואוכלין ושותין אצלי, ומברכין לשם שמים
אמר לושמא כשהיית יושב ודורש בהר הבית, והיו כל אוכלוסי ישראל יושבין לפניך, זחה דעתך עליך
אמר לוישמעאל אחי, מוכן אדם שיקבל את פגעו.

Когда приговорили к казни раби (рабана) Шимона бен Гамлиэль и раби Ишмаэля, раби Шимон бен Гамлиэль недоумевал: "Увы, нас казнят, как нарушителей субботы или как идолопоклонников, или прелюбодеев, или убийц". (Т.е. нас не за что убивать. Тогда почему небо приговорило нас к смерти?).

…Сказал ему раби Ишмаэль бен Элиша: "Возможно, давал ты урок на Храмовой горе, и все евреи сидели перед тобой, и ты этому был рад". (Т.е. тебе понравился твой урок.)

Ответил ему: "Да, за такое стоит ответить (готовностью к жестокому наказанию)".

[Человек дает урок – и адреналин кипит в его крови, он себе нравится, он считает себя успешным учителем. – Что ни говорите, а такой урок считается данным не в честь небес, не бескорыстным, а – себе, что называется, во славу.

И тот, кто испытывает подобного рода радость (кто любит себя и гордится собой – используя для самовлюбленности именно урок Торы), тот нарушает.L

А я от себя добавлю – не просто преступает запрет учить Тору в корыстных целях, но еще и притворяется праведным учителем. А это уже чистое лицемерие.

Нам оно надо?]

** **

Всем привет, счастливо оставаться. Улетаю.

 

Теги: Видео-урок, Недельный раздел