Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9

За день до выхода

Отложить Отложено

В тот день по дороге с работы я зашел в мясную лавку, которая не особенно заморачивалась кошерностью продуктов, а мне тогда это было до фени: жена попросила купить свиные стейки — их легко поджарить и со свежими питами (лепешками) и овощами подать к столу, не заморачиваясь на долгое стояние у плиты.

Я стоял в очереди, вспоминал прошедший день, предвкушал ужин и отдых, когда мне на ум пришла одна семейная история (в каждой семье есть свои «исторические» байки) про моего деда.

Я слышал эту историю миллион раз, и никогда она меня особо не трогала, и вдруг всплыла в моей голове. И — то ли я был слишком усталый после работы, чтобы прогнать ее, то ли скука стояния в еле ползущей очереди одолела, но история проявилась в моем мозгу во всех деталях.

Мой дед был из тех польских евреев, которые во время Катастрофы прошли все круги ада. Во всех деталях и подпунктах. Не пропуская ничего — и того, что написано внизу маленькими буквами, тоже.

В последнем на его счету концлагере он считался самым несгибаемым. К нему приходили те, кто потерял надежду после того, как потерял всех родных. И он уговаривал их, что «еще всё это когда-нибудь кончится», «мы отсюда выберемся, дорогие братья, вот увидите», «война окончится, и мы начнем все сначала», «тот, кто теряет надежду, погибает, а нам нельзя погибать, мы обязаны жить».

Вот такого рода слова он говорил, поддерживая других евреев, поддерживая в них веру в жизнь, веру в избавление, веру в право каждого человека открывать утром глаза — по собственной воле, а не по удару хлыста.

Так потом рассказывали его соседи по бараку, сам-то он этого, разумеется, не рассказывал.

И вот прошли эти страшные пять или шесть лет, союзные армии приближались и взрывы бомб, которые сбрасывали их самолеты, уже были отчетливо слышны внутри колючей проволоки, окружавшей концлагерь. Земля дрожала. Если она раньше не вздрагивала от зверств, которые творили одни ее дети с другими, то теперь сотрясалась от взрывов и вздыбливалась. Взрывы вырывали к черту корни деревьев и уничтожали то немногое, что еще осталось на ней…

Комендант концлагеря вызвал всех заключенных на плац и объявил им, что армии союзников неотвратимо приближаются, а это, несомненно, означает, что конец войны близок. И если не самой войны, то, по крайней мере, — их пребывания в этой обители здоровья и отдыха.

И посему горечь их неизбежного расставания он, комендант, склонен немного рассеять небольшой потехой — проще говоря, коротким увеселительным представлением… Вот сейчас он выберет кого-то, чей внешний вид… чей, с позволения сказать, внешний вид… (он слегка прищурившись, обвел глазами угрюмые, лишенные выражения лица узников), да, больше всего соответствует образу «рабби» — или как там у вас это называется…

— Вот ты! — Он указал на моего деда. — Вот ты именно то, что мне надо. Будь добр не откажи своему другу в небольшой просьбе — в последний раз. Больше я тебя не потревожу, обещаю.

В группе немцев, с удовольствием наблюдавших эту сцену, послышался одобрительный смех.

— Вот сюда, в центр, любезный, сегодня у нас ты, можно сказать, звезда кинематографа (снова ухмылки лагерной охраны), жаль, что нет камеры, мы бы засняли этот небольшой этюд, ну да будем довольствоваться тем, что имеется…

Итак, любезный, как я уже сказал, все вы и ты, если захочешь, не сегодня-завтра будете на свободе стараниями Советов или янки. Уж кому повезет открыть для себя такое дерьмо, как вы. Но, как я уже отметил, мне было бы приятно ознаменовать это историческое событие простеньким ребусом на сообразительность. Твою сообразительность, а именно… — он кивнул в сторону кухни. — Наш шеф-повар, отмеченный наградами европейских столиц (снова ухмылки и даже жидкие аплодисменты): Мюнхена, Берлина, Ниццы и так далее, да-да, подойдите поближе, приготовил для вас, точнее для нас, но мы поделимся с вами, приятный для вкуса и обоняния этот, как вы можете заметить, вздернутый на вилку, кусок свинины.

Или ты жрешь эту свинину как пай-мальчик на глазах всего лагеря, мы получаем удовольствие и ты выходишь завтра или послезавтра из лагеря, всё честно, или — нет. И тогда твоя, с позволения сказать, голова, будет легко и элегантно вздернута на эту виселицу. И тогда твое освобождение, к сожалению, надо признать, откладывается на неопределенное время (снова смех). Ну, так что скажешь, любезный, ты ведь хочешь выйти отсюда живым?

— Смотрите, на вашего реббе, смотрите. Смотрите и запоминайте!

— Вот свинина! — Он поднял вилку. — Вот реббе! — он ткнул вилкой в сторону деда.

— Ешь!!!

— Я еврей, я не буду это есть, — едва не падавший с ног от истощения дед отказался. — Можете убить меня… вы можете убить меня… я не бу…

— Ты дурак, реббе! Один кусок — и ты на свободе!

— Я не буду это есть…

Они убили его. Все вышли в тот день. Или на следующий. Все вышли. Но мой дед остался.

— Два килограмма вырезки, пожалуйста, и кило свиных ребрышек!

Человек передо мной достал кошелек, чтобы расплатиться. Я словно очнулся. Очередь. Магазин. Мясной отдел. Рядом небольшой кофейно-кондитерский. Слабый запах кофе и конфет. Мясная вырезка, свиные ребрышки, нет вышек, нет надзирателей. У меня на ногах летние сандалии, я в полосатой тенниске — не в полосатой лагерной робе…

Стою в очереди за свиными стейками…

Меня словно током ударило. Евреи за это умирали — сами, добровольно, а я стою в очереди, чтобы купить: сам… добровольно…

Бред сумасшедшего…

Кто-то из нас с дедом — сумасшедший. Не простой сумасшедший. Буйнопомешанный. Либо ты за это умираешь, либо ты это покупаешь! Это абсурд, сюр, сумерки сознания.

Мой дед — не буйнопомешанный, я точно знаю. Он был, по рассказам тех, кто выжил, умным и проницательным человеком. Он был ловок в коммерции — до войны, разумеется. Он был даже удачлив, потому что имел зоркий глаз и трезвый ум.

Он, как и другие евреи, умершие за веру, не был оторванным от земли идиотом. Они были очень земными, с цепким умом, людьми. И они умирали за веру?

А я?

Я вышел из очереди. Вернулся домой.

Жена, конечно, рассердилась: она рассчитывала на быстрый ужин. Но я не мог. Я объяснил ей, как мог, что меня потрясло, и ведь она знает меня как очень рационального человека.

Но я не мог...

Я хотел докопаться и понять: кто из нас знает правду — ту, что другой не знает?

Я, выпускник университета, или мой дед, простой еврей, знающий о Б-ге, о праве называться евреем, о жизни и о выборе — что-то такое, чего не понимаю я…

Со слов рава Йосефа Валеса,
руководителя организации «Арахим»

 

Теги: Катастрофа, История из жизни