Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как должен прожить день среднестатистический еврей?

Темы: Евреи, Мировоззрение, Изучение Торы, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый раввин. Как должен прожить день среднестатистический еврей? Заранее спасибо. Б.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый Б.,

Размышляя над Вашим вопросом, я пытался понять: есть ли вообще такое понятие, как «среднестатистический еврей»? Ведь Всевышним задумано, чтобы в нашем народе были коэны, левиты, двенадцать колен Израиля — у каждого «свой цвет» в общей картине еврейского народа. Не все евреи одинаковы. Кроме того: есть раввины, шойхеты, моэли, есть врачи, водители, пожарные — множество людей, занимающихся самой разнородной деятельностью и, соответственно, совершенно по-разному проводящих свой день. Известно, что одно из благословений, которое Всевышний дал Аврааму, — что его потомство[1] — еврейский народ — будет «как звёзды». Каждый еврей — «звезда»!

Вспоминается эпизод[2] с Илелем. Один человек пришел к нему и сказал: «Я готов пройти гиюр при условии, что ты научишь меня всей Торе, пока я стою на одной ноге». Ответил ему Илель: «То, что тебе ненавистно, — не делай другому! В этом вся Тора. Остальное — подробности, иди и учись!».

Весь еврейский день, точнее, сутки — это жизнь согласно воле Всевышнего, согласно Торе, благодаря которой вообще существует понятие «еврей». Такая жизнь включает в себя огромное множество законов Торы — hалахот, в соответствии с которыми мы ведём себя ежедневно, в разных жизненных ситуациях. Именно поэтому вопрос «Как должен прожить день среднестатистический еврей?» напоминает вопрос, который этот человек задал Илелю. Ведь ответ на него включает в себя… целый мир!

Попробую ответить вкратце, «по примеру» Илеля. Еврей должен прожить день, стремясь узнавать и во всех своих действиях выполнять волю Всевышнего. В каждую минуту дня…

Остальное — подробности, и каждому из нас следует посвятить их изучению какую-то часть своего времени.

С уважением, Зеев Гершензон


[1] См. Пятикнижие, Берешит 15:5.

[2] Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, лист 31а.

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре