Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Мифы и мифология

Мифологией называют фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. В иудаизме нет понятия мифологии и нет мифов, так как Тора была дана с Небес и в ней не может быть ничего фантастического, она вся — истина.

Оглавление

Еврейские мифы? [↑]

Сначала — главное: Тора — это не собрание мифов. Всё, что написано в Торе — истина, и тому есть множество доказательств. В иудаизме нет понятия «миф», и когда мы встречаем в Торе какое-то необычное существо — как, например, Змея, соблазнившего Хаву, тахаша, шамира или Ливьятана, мы ни в коем случае не воспринимаем их как мифические существа, и каждое из них — совершенно реально.

Змей-искуситель настолько же необычен, как и все окружение Адама в Ган-Эдене. Ибн-Эзра, Рабейну Бехайе и Мальбим считают, что Змей был животным, но при этом обладал разумом и умел говорить. Ничего удивительного в этом они не видят: Б-г может наделить разумом и даром речи как человека, так и змея, а может и лишить.

Рав Саадья Гаон и Нецив считают, что сам Змей даром речи никогда не обладал, а с Хавой говорил ангел «из горла» Змея. Нецив поясняет это известным принципом: у всех созданий в этом мире есть духовные корни — «ангелы». Как говорят мудрецы (Берешит Раба,10:6): «Над каждой травинкой стоит ангел, который ударяет по ней и говорит: расти!» Вот и у Змея был духовный корень — он и «позавидовал» более возвышенной душе Адама, и заговорил «из горла» Змея.

Тахаш, у которого была разноцветная шкура, — это, скорее всего, какая-то разновидность крупной скотины. Ибн-Эзра считал, что он был похож на быка. А мудрецы в трактате Шабат говорят, что у него был один рог во лбу и это животное было уникальным созданием, в других местах и в другое время не встречавшимся.

В Писаниях упоминаются такие загадочные животные, как Рээм (о нем вскользь упоминает и Тора) и Ливьятан, однако обо всей их необычности нам известно не из Танаха, а из высказываний мудрецов, которые говорили о каких-то более глубоких вещах, относящихся к духовной, а не материальной области.

Из текста Танаха следует, что Ливьятан — это морское существо гигантских размеров, а в Устной Торе сказано, что он является кошерной рыбой, т. е. обладает плавниками и чешуёй (Сифра гл. Шмини 3). Описывают особенные глаза Ливьятана, испускающие ярчайший свет.

Ливьятан обитает в самых глубинных водах, а его длинное тело, напоминающее змею, извивается кольцеобразно, чтобы уместиться на местности. Современной науке это существо явно неизвестно, однако Рамбан (на Берешит 1:21) приводит, что древние греки имели о нем представление.

В Талмуде и мидрашах мы встречаем немало упоминаний о неизвестных нам существах, однако ничего «мифического» в них тоже нет. Одни из них просто вымерли и не существуют в наше время, а упоминание о других — способ иносказательно донести до нас какие-то глубокие смыслы.

Самым интересным, пожалуй, является Шамир — червь, с помощью которого можно было обработать камень без применения железа, он был необходим для строительства Храма. Поэтому шамир не мог быть легендой — по Закону без него нельзя было обойтись. Где он теперь, неизвестно.

Миф и предание [↑]

Что в иудаизме есть — так это предание. Например, известное предание о том, что Маараль из Праги создал голема. Это предание бытует как среди евреев, так и среди неевреев. Как известно, в Праге стоит статуя голема, что показывает, насколько сильна вера в создание голема у местного населения. В начале прошлого века была издана книга Нифлаот Маараль, в которой подробно рассказывается о создании Мааралем голема. Однако многие сомневаются в истинности этого предания, а также в подлинности этой книги.

Голем — это человек, созданный в соответствии с указаниями книги Йецира — древнейшей каббалистической книги. В ней описывается, как при помощи различных сочетаний букв имени Б-га создавать всевозможные материальные вещи. В Талмуде (трактат Санедрин 65 б) сообщается, что Рава, используя указания этой книги, создал человека, так называемого голема. Там сообщается также, что рабби Ханина и рабби Ошая накануне каждой субботы изучали эту книгу и создавали по её инструкциям молодого телёнка, которого и ели на субботнюю трапезу.

Рав Хаим из Воложина в предисловии к комментарию Виленского Гаона на Сифра дэ-Цниута сообщает, что Виленский Гаон досконально знал эту книгу и даже как-то начал создавать голема, но с Небес ему не дали закончить, поскольку он в то время был очень молод.

Мифы других народов [↑]

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития у большинства народов мира. Своя мифология была и у древних греков, и у древних римлян, и у африканцев, и у австралийцев.

Во многих из мифов слышны отголоски реальных событий. Например, у всех народов, даже у примитивных племен Америки, Австралии и Африки, не имевших связи с цивилизацией Азии и Европы, есть легенды о потопе, и самая известная из них, наверное, аккадо-шумерское «Сказание о Гильгамеше».

«Сказание о Гильгамеше», обнаруженное около 1900 г., рассказывает о божестве по имени Эа, наказавшем человеку по имени Утнапиштим построить корабль для спасения домочадцев и животных от потопа. У китайцев такой корабль строит человек по имени Яо, индийцы назвали строителя корабля Сатъярвата, а мексиканцы — Кокскокс.

Историк д-р А. Смит, специалист по изучению потопа, собрал библиотеку о потопе — 80 000 книг на 72 языках, и в 70 тысячах из них говорится об остатках ковчега Ноаха. Все письменные свидетельства датируют потоп примерно одним временем (около 4000 лет назад), а археологические раскопки показали резкое сокращение населения на Ближнем Востоке как раз в это время.

Чем теснее была взаимосвязь между тем или иным народом и евреями, тем более точно отражены в его мифах исторические события. Например, вавилонский миф отражает гораздо более точную картину событий, чем традиции других народов, не имевших возможности ознакомиться с детальным свидетельством Торы о событиях потопа. Ведь вавилонские правители очень уважали и ценили мудрость Торы. Многие цари делали еврейских мудрецов своими личными советниками (см. книгу Даниэля и др.)

Кроме того, даже после завершения семидесятилетнего изгнания только небольшая часть народа вернулась в Иудею, а большинство все еще оставалось в Вавилоне, и еврейские общины существовали там на протяжении более тысячи лет.

Отношение иудаизма к мифам других народов определяется сознанием того, что Тора — истинна, и что вся истина — в Торе. Зная, что мир был сотворен Вс-вышним, мы не можем серьезно относиться к тем космогоническим мифам, которые рассказывают, что один из демиургов в облике птицы (или утки) ныряет под воду, чтобы достать немного земли со дна, а позднее из этой земли создаётся суша (таковы были славянские верования). Или к индейским мифам о том, что черепаха создала Землю и держит её на себе. Или к древнегреческой мифологии, где прародительницей мира считается богиня Гея.

Во всех этих мифах мы слышим отголоски истины, преломившейся неузнаваемым образом: идея о том, что мир был сотворен (а не возник сам), о том, что мужчина был сотворен раньше женщины, что люди были сотворены позже, чем растения и животные.

У греков была распространена легенда ο великанах, воздвигших Оссу на Пелион, a Пелион на Олимп, с тем чтобы добраться до небес; за это Зевс поразил их молнией, и работа их была уничтожена. Так выглядит в древнегреческой мифологии история строительства и разрушения Вавилонской башни.

То же самое видим и в эсхатологических мифах, где наша вера в приход Машиаха и последующее преобразование мира превращается в миф о конце света, как, например, в древнегерманском мифе о Рагнарёке или в представлениях буддизма о том, что в конце данного периода времени, «в последние дни», победоносно явится Будда Майтрейя.

Что же касается героических мифов, которые были и у древних греков, и у армян, и у исландцев — их боги и полубоги крали друг у друга, обманывали, развратничали — вели себя так, как вели себя люди, выдумавшие их: коварно, страстно, беспринципно, не особенно задумываясь о последствиях. Отношение иудаизма к таким мифам понятно, так же как и к мифам, обожествляющим животных, небесные светила, огонь и т.п.

О происхождении мифов [↑]

Некоторые ученые-атеисты всю Тору пытаются представить как видоизмененное отражение разных мифов, заимствованных израильтянами у других народов. По этой версии, Иосиф — это египетский бог загробного мира Осирис, Моше рабейну — египетский жрец, события, описанные в книгах «Дварим» и «Йеошуа», — это позднейший вымысел и т.д.

Археология уже начала давать однозначные ответы на многие вопросы, и каждый найденный артефакт проливает всё больше света на глубокую историю и доказывает историческую подлинность Торы: найден египетский папирус «Речение Ипувера» с описанием десяти казней египетских, найден каменный жертвенник эпохи пророка Элиши, найден оттиск печати царя Хизкияу — уже обнаружено и еще будет обнаружено много, много других предметов, научно доказывающих то, что еврейскому народу было известно с Синайского Откровения: в Торе нет мифов, нет заимствований, нет поздних вставок. Б-жественная Тора оказывает влияние на мир, на общество, на людей с их сознанием и их мифотворчеством — а не наоборот.

Выводить материалы