«И дай ему…» (14, 20)
Канун шабата в Иерусалиме. Во всех дворах и домах кипит работа. Женщины варят и пекут, дети бегают с поручениями. А в доме учения ешивы Шошанимлэ-Давид сидит глава ешивы рав Хаим Софер со своими учениками. Они учатся. Они уже готовы к субботе и погружены в изучение Талмуда.
Вдруг в дверь постучали. На пороге стояла женщина.
— Мне нужно к раву, — ответила она ученику, который поинтересовался, зачем она пришла. Тот подумал, что, видимо, у нее какой-то трудный вопрос, связанный с Алахой, еврейским законом. Быть может, возник вопрос, кошерна ли курица или еще что-то в этом духе…
Женщина приблизилась, и все увидели, что она плачет.
— Шабат приближается, а мой дом совершенно пуст, у меня совсем нет денег, чтобы купить необходимое для субботы! — причитала женщина.
— Сколько тебе нужно, чтобы провести шабат? — спросил рав Софер.
Женщина задумалась ненадолго и с уверенностью сказала:
— Две с половиной лиры мне хватит, чтобы купить все, что нужно.
Рав опустил руку в карман и вытащил монету. Но это была монет в пять лир — сумма, довольно крупная по тем временам.
Ученики переглянулись. Не может быть, чтобы рав так вот просто дал незнакомому человеку так много денег. Может, он просто обознался и подумал, что это монета в две лиры? Может, надо обратить внимание рава на то, что это монет другого достоинства?
Но прежде, чем они успели что-либо сказать, женщина взяла деньги, взволнованно поблагодарила рава и удалилась.
— Раби, — осторожно произнес один из учеников. — Это была монета в пять лир.
— Я знаю, — улыбнулся рав. — Но эта женщина скрупулезно посчитала свои расходы по минимуму — а на шабат надо покупать щедро, ведь эти расходы влияют на заработок будущей недели. Написано: «Расходы на шабат — два, которые четыре». Отсюда мы учим, что расходы на шабат следует удвоить, чтобы получить щедро на пропитание. Потому я и дал пять, а не две с половиной лиры…
Наши мудрецы и раввины не только учили Тору, они жили ею и учили своих последователей жить так же. А наши беды от того, что мы учим, но не всегда живем так, как она велит…
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Арье (Лев) Кацин
Редакция Толдот
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Редакция Толдот
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе