Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если нет правды (в словах) — нет милосердия, а значит, нет веры»Раби Нахман из Бреслава
Сказал Святой, благословен Он: «Дети Мои! Я создал злое начало, Я же создал и Тору как снадобье от него»

«Вот устав закона (хукат а-Тора — можно перевести и как “закон Торы”), который заповедал Господь, сказав: говори сынам Израиля, пусть приведут тебе корову красную (рыжую) без порока…» (Бемидбар 19:2).

Очищение с помощью пепла красной коровы, — это закон, который невозможно объяснить логически. Тот, кто прикасается к ней и ее пеплу — в процессе его приготовления или при очищении других людей, — становится ритуально нечистым, но пепел красной коровы очищает от ритуальной нечистоты тех, кто прикоснулся к умершему. Т. е., одних делает нечистыми, других — очищает.

Действительно, таков закон Торы (хукат а-Тора): Тора может очистить человека и возвысить его над всеми творениями, но она же может стать для него ловушкой. Каким образом?

Мудрецы комментируют стих в Дварим: «Вот учение (Тора), которое предложил Моше сынам Израиля» (4:44) следующим образом: «Если удостоился человек, она становится для него эликсиром жизни, не удостоился — становится эликсиром смерти» (Йома 72 б).

Подобным же образом Виленский Гаон[i] толкует стих: «Польется как дождь учение мое, закапает как роса речение мое…» (Дварим 32:2): Тора уподоблена дождю. Дождь помогает вырасти тому, что посеяно в землю. Если это семена цветов — вырастут красивые цветы, а если семена колючего репейника — вырастет репейник.

Когда Тору изучает человек с добрыми задатками, Тора помогает ему уподобиться ангелу. Это и есть венец творения, его слова способны перевернуть миры. Но если человек изучает Тору, а задатки его дурны, Тора может стать для него буквально «эликсиром смерти». Он может сделаться знатоком Закона и привести сто пятьдесят аргументов в пользу того, что нечистые животные, «гады» — чисты и дозволены в пищу. О таких сказано, что путь в Геином (ад) им открыт…

Один ученик рассказывал о своем друге:

Однажды я шел в бейт-мидраш (дом учения) со своим напарником по учебе и хорошим другом — равом Моше Перецем. Он увидел бутерброд, брошенный на тротуаре, поднял его и положил на перила. Но этого ему было мало, он еще и достал бутерброд из пакета, в котором тот лежал. Видя, что я смотрю на него с удивлением, он пояснил: «Птицы не могут клевать хлеб, лежащий в пакете».

Тогда я еще лучше понял, как мне повезло, что удостоился учиться с этим человеком — знатоком Торы с замечательными человеческими качествами. «Прекрасная Тора в прекрасном сосуде».

Один отец пришел посоветоваться с равом Яаковом Каневским[ii]: его дочери предложили познакомиться с одним из двух учащихся ешивы. Один из кандидатов в женихи был очень талантлив в учебе, другой обладал прекрасными личными качествами. Кого выбрать?

Рав Яаков тотчас ответил: «Дом без добрых качеств — это ад».

Царь Шломо говорит, как преуспеть в работе над собой, своими качествами: «Держись наставления (мусар), не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя» (Мишлей 4:13). Нужно изучать Мусар (еврейское этическое учение) каждый день, неотступно.

В книге «Тифэрет Бахурим» приводится такая притча об этом:

Человек, чей корабль потерпел крушение, уцелел и пытался плыть к берегу. По пути он заметил стаю голодных акул. Испугавшись, поплыл в другом направлении, но там путь был долгий, а сил не оставалось… Вдруг он заметил в небе вертолет. И немедленно начал махать руками, баламутить воду, стараясь привлечь внимание экипажа. Каким-то чудом экипаж вертолета заметил его и бросил спасательный круг. Из последних сил ухватился он за круг, и его стали поднимать на вертолет.

Можно ли себе представить, что теперь он отпустит круг и решит вместо этого плыть к берегу в одиночку? Об этом сказал царь Шломо: «Держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя». А Виленский Гаон выразил это так: «Если я не укрепляю себя каждый день, чтобы сокрушить свои дурные качества, то зачем мне жизнь?»

Наш учитель рав Овадья Йосеф[iii] на одном из уроков говорил о важности изучения Мусара. Вот что приводится в книге «Мэ-Шульхано шель Маран»:

Сказал Святой, благословен Он: «Дети Мои! Я создал злое начало, Я же создал и Тору как снадобье от него» (Кидушин 30 б). Согласно простому пониманию, речь здесь идет об изучении Торы, но комментаторы пишут, что имеется в виду именно изучение Мусара. Вот что говорит раби Исраэль-Меир а-Коэн в своем комментарии «Мишна Брура»[iv] (симан 1:12): «Человек должен назначить себе время для изучения книг Мусара каждый день, много или мало, поскольку у того, кто превосходит своего ближнего, злое начало превосходит его самого. А снадобьем от злого начала являются обличения в речах наших мудрецов».

Отсюда — наставление для тех, кто хотел бы заниматься только Торой, без Мусара. В нашем поколении ситра ахра («оборотная сторона», сторона зла) усилилась, и злое начало отчаянно преследует всех, кто изучает Тору. Мы собственными глазами видим, что ученики, не уделяющие внимание Мусару, обычно становятся высокомерными.

Они преждевременно начинают считать себя мудрецами, оскорбляют по-настоящему великих людей. Да и молитва их не может считаться достойной, ведь в ее основе — неправильное намерение. Они не оберегают свою речь и глаза от дурного, и их изучение Торы не желанно Всевышнему, поскольку они изучают ее не ради ее самой.

Важно помнить, что сказали знатоки Закона: в нашем поколении никто за исключением единиц не достоин называться «учеником мудрецов» (талмид-хахам), поэтому нет возможности гордиться успехами в Торе. Авторы Тосафот[v] сообщают от имени Рабейну Тама[vi] (комментарий к Бава Меция 67 б), что великий Равина[vii] не хотел называть и считать себя мудрецом, талмид-хахамом. И если уж так поступали мудрецы Талмуда, то — что говорить о нас?!

Гаон раби Буним из Пшисхи[viii] пришел как-то к своему учителю, Провидцу из Люблина[ix], с красными от слез глазами. Учитель спросил:

— Отчего ты плачешь?

— Кое-кто обидел меня, — ответил раби Буним.

— Что же ты сделал? — спросил Провидец.

— Поцеловал его, — был ответ.

Учитель удивился, а раби Буним объяснил:

— Я изучал книгу «Шевет Мусар» («Лоза морали») раби Элияу а-Коэна из Измира[x], и слова обличения ранили мое сердце. А, закончив учебу, я поцеловал книгу и вернул ее на ее место в шкафу. (Ма Ахавти Торатэха)


[i] Виленский Гаон (Дер-Вильнер Гаон, раби Элияу бен-Шломо-Залман, 5480-5558 / 1720-1797), знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.

[ii] Раби Яаков-Исраэль бар-Хаим-Перец Каневский (Стайплер; 5659-5745 / 1899-1985, Украина, Белоруссия, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Автор знаменитого труда «Кеилот Яаков», отец рава Хаима Каневского, духовного лидера нашего поколения.

[iii] Раби Овадья Йосеф (5681-5774 / 1920-2013, Египет — Израиль), великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства.

[iv] «Мишна Брура» — галахический кодекс, комментарий на раздел «Орах Хаим» Шулхан Аруха; автор — раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения.

[v] Термин «Тосафот» буквально означает «дополнения». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от классического комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.

[vi] Рабейну Там (ок. 4860-4931 / ок. 1100-1171) — раби Яаков бар-Меир, глава поколения мудрецов Франции, величайший из авторов комментария Тосафот, внук Раши. Прозвище «Там» — «прямой», которое получил раби Яаков, призвано напоминать о том, как был назван в Торе праотец Яаков (Берешит 25:27).

[vii] Равина (ум. 4182 /422) — один из составителей Вавилонского Талмуда, ближайший помощник рава Аши в работе по его записи и редактированию, трудился над Талмудом, «превратив свои ночи в дни» (Моэд Катан 25 б).

[viii] Раби Симха-Буним бар-Цви из Пшисхи (5527-5587 /1767-1827, Венгрия, Моравия, Польша) — выдающийся хасидский наставник. Толкования Пятикнижия, записанные на его уроках учениками, собраны в книге «Коль Симха».

[ix] Раби Яаков-Ицхак бар-Авраам-Элиэзер Гурвиц (Хозэ ми-Люблин; 5505-5575 /1745-1815) — выдающийся хасидский наставник, духовный лидер хасидских общин Польши, автор книг «Зот Зикарон» и «Диврэй Эмет».

[x] Раби Элияу бен-Авраам-Шломо а-Коэн а-Итамари из Измира (ок. 5419-5489 / ок. 1659-1729) — судья, каббалист из мудрецов Измира, автор знаменитой книги «Шевет Мусар».

 

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше