«Да не нарушит слово свое — как сойдет с уст его, так и сделает» (30:3). Бен Иш Хай написал пояснение к этой фразе, основанное на случае, упомянутом в Гмаре (Таанит 8 а, Тосафот).
Это была история о юноше, который дал обет девушке, что возьмет ее в жены. Она спросила, кто может гарантировать это, и он сказал: крыса (которая пробегала рядом) и яма (расположенная неподалеку). Они обменялись адресами, он пошел своей дорогой, а она — своей. Она ждала его, а он забыл свое обещание и женился на другой. Через какое-то время его жена родила сына. Пришла крыса, укусила его, и он умер. Родился второй сын — упал в яму и тоже умер.
Спрашивает его жена: «Что же это происходит? Почему наши дети умирают таким странным образом, в раннем возрасте?»
Вспомнил муж свое обещание и двух поручителей, которых сам же и предложил. Рассказал ей обо всем этом случае. Она сказала ему — ты должен развестись со мной, и он вернулся к той девушке, которая его ждала.
Был еще случай (Ран, Недарим 50 а) с раби Акивой, который был казначеем для денег, собранных на благотворительность. В какой-то момент в кассе обнаружилась недостача денег, и он решил взять в долг у одной госпожи.
Она спросила: «А кто будет поручителем в этом деле?»
«Святой, благословен Он, и море» — ответил раби Акива.
Когда настало время возвращать долг, раби Акива заболел. Пошла госпожа к берегу моря и сказала: «Владыка мира! Открыто и известно Тебе, что сегодня — день выплаты долга раби Акивы. Он сказал, что Ты и море будете гарантами выплаты».
Тотчас приказал Святой, благословен Он, и дочь цезаря сошла с ума и выбросила в море сундук со своими богатствами. Подхватили его волны морские, понесли и выбросили у ног той госпожи.
Она взяла содержимое сундука и продала драгоценные камни. Деньги, которые давала в долг, она забрала себе, а остаток сберегла. Когда поправился раби Акива, пришел выплачивать долг.
Сказала ему госпожа: «Поручитель уже заплатил мне, и вот тебе остаток!»
Наш учитель Бен Иш Хай говорит: из первой истории мы видим, как велика сила речи. Поэтому давайте выучим отсюда, насколько нам нужно быть осторожными во всем, что мы произносим. Поскольку все сказанное оставляет след, нельзя нарушать свое слово. А из второй истории мы учим, что тот, кто не нарушал свое слово, удостаивается того, что Всевышний выполняет все сказанное им.
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Рав Шимон Грилюс
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Зачем Творец послал мне этого антисемита?
Рав Ашер Кушнир
Журнал «Мишпаха»
«Это Тора, а это награда за выполнение её заповедей?» — Чем виноваты праведники и маленькие дети, погибшие в огнях Катастрофы?
Журнал «Мир Торы»
Антисемитизм
Рав Моше Пантелят
Рав Ефим Свирский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.