Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
"Цель гзерот - предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот - укрепление и развитие четырёх основ: религии, семьи, национального сознания, общества"

Законы, необходимость которых была доказана опытом

 

 

Причины введения некоторых таканот и гзерот вполне очевидны: они предназначались для решения специфических проблем, часто не гипотетических, а реальных. Например, мудрецы предписали ставить дату на гете (разводном письме), опираясь на прецедент, когда муж воспользовался недатированным гетом, чтобы спасти от осуждения свою неверную жену. Уже после того как ее поймали с прелюбодеем, муж дал ей гет без даты, и она обозначила его более ранним числом. В результате бейт дин мог счесть ту женщину незамужней на момент вступления в запрещенную связь [1] .

Другим примером может служить введенный мудрецами запрет мыть все тело в шабат горячей водой. Изначально это разрешалось, конечно, при условии, что воду для в мытья нагревали перед шабатом. Но однажды стало известно, что некоторые банщики греют воду в сам шабат; когда же их призывали к ответу, они клялись, что делали это накануне. Поэтому, чтобы избежать дальнейшего обмана и осквернения субботнего покоя, мудрецы вообще запретили принимать в шабат горячую ванну [2] .

Мудрецы выяснили также, что представители ряда профессий систематически уступают соблазну, извлекая неправедную выгоду из своей работы. Для предотвращения подобных нарушений мудрецы ввели ряд профилактических ограничений. Например, было запрещено покупать у пастухов шерсть, молоко и приплод скота, а также приобретать древесину и плоды у тех, кому поручено стеречь фруктовые сады [3] . Вполне вероятно, что и многие другие гзерот и таканот явились следствием конкретных событий, доказавших необходимость введения особых законов, хотя мы не можем подтвердить это предположение конкретными фактами.

Возвращаясь к субботним законам, добавим, что со временем изначального запрета на тридцать девять видов работ, введеного на Синае, оказалось недостаточно для обеспечения идеальной святости субботнего дня. Поэтому мудрецы сочли необходимым ввести дополнительные ограничения: они запретили, в частности, заниматься коммерцией и передвигать предметы из категории мукце. В результате за шабатом окончательно закрепился статус святого дня, отведенного для учебы, молитвы и общения с близкими и друзьями. Возможно также, что более поздние поколения не демонстрировали такой же самодисциплины, как их предки в эпоху Синайского откровения. Поэтому люди, занимавшиеся коммерцией, первоначально не запрещенной в шабат согласно букве синайского закона, постепенно ослабили строгость: стали делать заметки, переносить вещи из одного владения в другое и совершать иные запрещенные Торой действия. В ответ на это мудрецы ввели ряд профилактических законов, ограждая Тору "забором", который приходилось все время "достраивать", чтобы компенсировать уменьшение приверженности соблюдению заповедей.

Четыре цели раввинских установлений

 

 

Хотя нам трудно выяснить сегодня, что именно побуждало мудрецов вводить новый закон в тот или иной момент истории, изначальная подоплека гзерот и таканот в целом ясна. Наилучшим способом ее определил раби Н.С.Гриншпан, покойный директор лондонской ешивы "Эц хаим". Он сказал [4] , что гзерот должны были предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот состояла в укреплении и развитии четырех основ: 1) религии, 2) семьи, 3) национального сознания и 4) общества. Здесь следует заметить, что подобно Торе, которая никогда не ограничивается в своих учениях и законах вопросами "религии" в узком значении этого слова, а стремится проникнуть во все аспекты жизни, точно так же и мудрецы разрабатывали постановления с учетом всех сторон еврейского бытия, как тех которые касаются отношений человека и Б-га, так и тех которые касаются отношений между людьми.

Например, введенный ими запрет торговать оружием и опасными животными [5] имеет такую же обязательную силу, как и постановление, не разрешающее продавать некашерную еду [6] . Они в равной мере запрещали есть пищу, к которой приближались змеи [7] , и блюда, приготовленные в шабат [8] . Стремясь укрепить религиозную жизнь нации, мудрецы ввели публичное чтение Торы, произнесение благословений и молитв. Но при этом они не в меньшей степени заботились о благе народа, общества и укреплении еврейской семьи. В дальнейшем мы познакомимся с другими постановлениями мудрецов, которые служат тем же целям.

Таканот из раздела семейного права служили, в основном, интересам женщин. Некоторые таканот защищали экономические права девушек; например, определенное предпочтение перед их братьями в вопросах наследования; запрещение полностью лишить дочь наследства [9] . Статус замужней женщины тоже укреплялся с помощью таканот [10] в соответствие с общим раввинским принципом: "мужчина должен любить свою жену, как самого себя, а уважать даже больше, чем себя" [11] . От внимания мудрецов не ускользали даже мелкие детали. Например, Эзра постановил, что "странствующие торговцы парфюмерией обязаны заходить во все города и селения, чтобы нигде не возникал дефицит косметики и чтобы каждая жена была привлекательна для своего мужа" [12] . Еще одна группа таканот защищала права разведенной женщины и вдовы [13] . В то же время существовали и такие таканот, которые формулировали обязанности жены по отношению к мужу [14] , и, наконец, таканот, в которых говорилось о долге родителей перед детьми и детей перед родителями [15] .

Из нововведений, призванных укрепить национальное сознание, наиболее известны праздники Ханука и Пурим. Кроме того, мудрецы выделили в календаре ряд других дней в память о том, как Б-г спасал свой народ от врагов. В отдельную группу входят даты, напоминающие о национальных катастрофах. Это, в первую очередь, таканот, введенные раби Йохананом и другими авторитетами, которые предписывают скорбеть по разрушенному Храму.

Благу общества служат различные таканот, которые регулируют гражданское право и порядок взимания долгов; множество таканот были установлены для поддержания мира и справедливости в обществе [16] . Мудрецы особенно заботились о поддержании необходимого уровня честности в отношениях между людьми. Они расширили понятие "воровства", включив в него азартные игры в кости и "гонки голубей" [17] . Воровством считается также, когда забирают животное, попавшееся в чужие силки [18] ; когда приманивают рой пчел из чужого улья [19] и когда один бедняк собирает маслины, которые стряхнул с дерева другой бедняк [20] .

 

Различия между таканот и гзерот

 

 

В заключение следует отметить, что хотя нет причин спорить с Гриншпаном относительно целей раввинских законов, не все, однако, согласны с его определением различий между таканот и гзерот. Как уже отмечалось, согласно Гриншпану, таканот вводили ради одной из четырех вышеуказанных целей, а гзерот были необходимы лишь для того, чтобы оберегать заповеди Торы от нарушения. Некоторые авторы опровергают это мнение. Например, Хайес [21] считает, что гзерот – это запрещающие нововведения, в том смысле, что они запрещают определенные действия, тогда как таканот позитивны, т.е. побуждают к действиям. Хотя мнение Хайеса получило широкую поддержку, оно не вполне обосновано. На самом деле, в Талмуде встречаются несколько запрещающих указаний, которые называются таканот. Например, в категорию таканот включены запрет повторной женитьбы на бывшей жене, получившей развод из-за своей дурной репутации [22] , и запрет покупать предметы еврейского ритуала у язычников, если они завышают цену [23] , хотя по определению Хайеса их следовало бы назвать гзерот. Если же следовать определению Гриншпана, то никаких трудностей нет. Так, запрет вступать в повторный брак с женщиной, отосланной из-за ее дурной репутации, правильно назван таканой, поскольку его цель состоит в заботе о еврейской семье. Точно так же запрет покупать предметы ритуала у язычников по чрезмерно высоким ценам правильнее назвать таканой, т.к. он не позволяет иноплеменникам наживаться на еврейских ценностях и, тем самым, укрепляет наше национальное достоинство.


[1] Вавилонский Талмуд, Гитин 17а, и Иерусалимский Талмуд, Гитин 4:3;

[2] Шабат 40а;

[3] Бава батра 10:9;

[4] *) Млехет махшевет (Лондон, 1955), стр.134 и далее;

[5] Авода зара 1:7;

[6] Швиит 7:3;

[7] Хулин 2:5; Трумот 8:4 и 5;

[8] Шабат 15а;

[9] Речь идет об обязанности содержать незамужних дочерей из суммы наследства, Эвен аэзер 112;

[10] Муж обязан платить за лечение жены в случае болезни и выкупать ее из плена (Ктубот 51а), а также взять на себе все заботы о ее погребении в случае смерти (там же, 46б);

[11] Йевамот 62а;

[12] Бама кама 46а;

[13] Иерусалимский Талмуд, Ктубот 11:3; Вавилонский Талмуд, Ктубот 95б;

[14] Ктубот 46б;

[15] Кидушин 29а; Ктубот 65б; см. также примечание 30 к разделу I этой главы;

[16] Гитин 59а и б;

[17] Санхедрин 25б;

[18] Гитин 5:8;

[19] Бава кама 10:2;

[20] Гитин 5:8;

[21] см. выше;

[22] Гитин 45б;

[23] там же.