Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Экев, Магид из Дубно, Еврейская притча
И помни весь путь… одежда твоя не изнашивалась и ноги твои не затекали в течение сорока лет. И будешь знать в сердце своем, что как наставляет человек своего сына, так наставляет тебя Б-г твой»[1].
Для толкования этого стиха в Ялкут Шимони[2] приводятся слова Талмуда[3]: «Если человек видит, что на него обрушились неприятности, пусть проверит свои поступки». Этими словами мудрецы хотели пробудить нас, и обратить наше внимание на то, что ничего из того, что случается с человеком, не случайно. Человек должен понять, что все, что он получает, тщательно продумано и отмерено Всевышним, благословен Он. Для этого сначала сказано: «И помни весь путь…» — чтобы подчеркнуть, что абсолютно все случается по воле Творца. Даже такие естественные вещи, как износ одежды, случаются из-за проступков человека. Доказательство этому — все сорок лет скитаний по пустыне одежда евреев не изнашивалась — «…одежда твоя не изнашивалась и ноги твои не затекали…». Всевышний охранял нас в пустыне от любого ущерба, и мы были свидетелями того, что Он может сделать так, что никакой порчи и никакой напасти не случится. Поэтому, если с человеком случается неприятность, он должен верить и знать, что все просчитано Всевышним, и есть этому причина. Теперь мы можем разъяснить стих: «Сказала ты Б-гу: Господин мой! Нет у меня другого блага, кроме Тебя. К святым, которые на земле, и к могучим (сердцем, в исполнении заповедей — прим.) сильно стремление мое к ним»[4]. Этот стих поясняет, что иногда Всевышний посылает праведникам страдания, которые не являются страданиями из любви. Ведь о страданиях из любви уже было сказано, что страдания тела благоприятны для души. На это намекают слова: «святым, которые на земле» — святые, то есть духовное составляющее человека, спустилось с Небес на землю, в темный, низменный мир. Эта духовная часть может получать удовольствия в этом мире через тело. Когда тело страдает, душа возвышается. Но почему же Всевышний наказывает праведников, как сказано: «Ведь выйдет пламя и охватит колючки, и сгорит пшеница»[5]. Ответ на это: «…к могучим, сильно стремление мое к ним» (В Талмуде[6]говорится, что во время суда Б-га часто первыми умирают праведники — прим.).
Притча. У одного человека был близкий друг, которого он всегда при встрече тепло приветствовал. Но однажды, они встретились, и он поздоровался с другом, как обычно, тот набросился на него с проклятьями. Он был озадачен поведением друга, но смолчал и ушел. Назавтра они снова встретились, и в этот раз друг стал его обнимать и целовать. Тогда он спросил: «Почему вчера ты был так зол?!» Друг ответил: «Не сердись, я скажу тебе честно: вчера я был очень разгневан, но боялся вылить свой гнев на того, на кого он был направлен. Я боялся, что он навредит мне еще больше. Мне требовалось излить бурлящие чувства, и я доверился твоему чистому сердцу и нашей крепкой дружбе, веря, что ты не станешь мне отвечать. Для меня это было похоже на то, как будто я хочу дать дорогую вещь на хранение в надежные руки. Я был уверен, что ты сохранишь мои чувства в сердце, и оттуда они уже никуда не распространятся».
Смысл этой притчи в том, что иногда на Небесах гневаются на нас. Если этот гнев изольется на неправедных людей, то они, получив неприятности, станут роптать и возмущаться, как сказано: «И будет, когда оголодает, и озлобится, и проклянет своего царя…»[7]. Не подобает, чтобы Всевышний делал добро тем, кто не умеет быть благодарным. А праведники принимают на себя приговор Всевышнего с любовью и радостью. И это то, что сказано: «…к могучим, сильно стремление мое к ним» — и, в соответствии с силой их любви ко Мне, Я желаю только их близости. Они не станут роптать на Мое решение, а примут его с любовью. Подобает принимать решение суда Творца с радостью и любовью. Всевышний дает совет, чтобы и неправедные принимали Его решение с радостью, когда Он будет их судить: «Умножатся страдания и грусть их, (когда) спешат к идолу»[8].
[1] Дварим 8:1, 4
[2] пункт 850
[3] Брахот 5
[4] Теилим 16:2-3
[5] Шмот 22:5
[6] Бава Кама 60
[7] Йешаяу 8:21
[8] Теилим 16:4
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.