Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Перемещении «мукце» с помощью воздуха и воды

Перемещение ногой

По мнению ряда авторитетов, разрешено перемещать предмет-«мукце» ногой, если таким способом этот предмет обычно не перемещают. Другие законоучителя считают, что передвижение ногой не считается «тилтуль бэ-гуфо» и запрещено в любом случае.

Перемещение «мукце» с помощью воздуха и воды

Говоря о необычных способах перемещении «мукце», следует упомянуть о перемещении «мукце» с помощью воздуха и воды. Перемещать «мукце» с помощью воздуха и воды разрешено в любом случае. Так, например, разрешено подуть на банкноту, находящуюся на столе, чтобы она попала в выдвижной ящик. Разрешено открыть кран, чтобы струей воды смыть пищевые отходы, являющиеся «мукце махмат гуфо».

Законы перемещения трупа в Субботу

Существует масса примеров тому, как в случае, когда могут быть задеты чувства и достоинство человека, Тора и мудрецы снижают требования к исполнению тех или иных законов. Особо ярко это проявляется в отношении ухода за трупом в Субботу вообще, и в законах о «мукце» в частности.

Труп является «мукце», поэтому и сам труп, и отдельные его части запрещено перемешать в Субботу. Если труп находится в теплом месте, температурные условия которого способствуют более интенсивному разложению, или в общественном месте, где тело привлекает к себе внимание любопытных прохожих, что является проявлением неуважения к усопшему, разрешено перенести труп в более подходящее место. Если тело находится на кровати или на носилках, рядом с ним кладут какой — либо разрешенный предмет и перемещают его вместе с этим предметом. Об этом виде перемещения «мукце» уже было упомянуто: его преимущество заключается в том, что когда перемещают «мукце» вместе с разрешенным предметом, считается, что в основном перемещают разрешенный предмет, а «мук — цэ» меняет свое месторасположение как бы заодно с ним. В случае, когда труп перемещают без помощи носилок, то разрешенный предмет кладут на само тело. Это особое послабление было установлено для перемещения трупа, и оно недействительно для других «мукце»[1].

Еще одна возможность — это попросить нееврея перенести труп в более подобающее место[2].

Чтобы предотвратить кремацию или вскрытие трупа, использование его в учебных или опытных целях (что строго запрещено законами Торы), его разрешено отнести вместе с разрешенным предметом в более сохранное место или попросить об этом нееврея.

Разрешается разрешено извлечь из трупа иглы, капельницы, зонды[3], не сдвигая его с места. Согласно еврейской традиции, сразу после смерти с усопшего снимают одежду, кладут труп на пол и покрывают его простыней. Учитывая большую важность исполнения этого обычая для души усопшего, разрешено это сделать и в Субботу. Снимая одежду, следует стараться впрямую не перемещать органы усопшего. Перед тем, как переместить труп на пол, на него предварительно нужно положить разрешенный предмет. Чтобы предотвратить искривление органов усопшего, что обезображивает его внешний вид, из уважения к усопшему, разрешено расправить эти части, предварительно положив на них разрешенный предмет[4]. Если труп испачкан, его разрешено обмыть, стараясь не перемещать труп и его части напрямую[5].

В целях выноса трупа из здания, где находятся коэны[6], следует воспользоваться услугами нееврея. С помощью разрешенного предмета в данном случае перемещать труп запрещено, т.к. перемещение происходит не ради достоинства усопшего, а для предотвращения ритуальной нечистоты коэнов.


[1] За исключением перемещения «кли ше-млахто ле-исур», когда речь идет о значительном ущербе, как это упоминалось выше.

[2] Важно заметить, что перемещая труп, необходимо учитывать законы о выносе предметов из частного владения в общественное, вносе из общественного — в частное, и при перемещении в общественном владении («оцаа») в Субботу. Если в обычной ситуации при совершении этих действий происходит нарушение запрета мудрецов, то в случае с трупом это разрешено сделать, вынося, внося или перемещая его вместе с разрешенным предметом.

[3] При условии, что это не сопряжено с включением или выключением электричества и электронных приборов.

[4] Расправить органы усопшего после того, как они затвердеют, будет невозможно, поэтому необходимо это сделать сразу.

[5] При обмывании трупа необходимо учитывать законы выжимания («схита») одежды, что является частным случаем «запрета отбеливания» («мелабен») в Субботу.

[6] Коэнам запрещено находится в одном месте с мертвым телом, т.к. это приводит к ритуальной нечистоте («тума»), что им категорически запрещено допускать.

Из журнала Мир Торы


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»