Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Нет славы, кроме Торы, как сказано: “Славу мудрецы унаследуют”»Пиркей Авот 6, 3
Инжиры в соломе, стол со свечой над ней и другие вещи, которые мы хотим переместить

Цель перемещения «мукце»: ради разрешенного предмета или ради «мукце»

В Талмуде приведен ряд ситуаций, в которых при необходимости разрешено перемещать «мукце» с помощью разрешенного в Субботу предмета. Подчеркнем: не вместе с разрешенным предметом, как уже упоминалось выше (т.е. перемещение «агав»), а именно с помощью разрешенного предмета. Вот один из примеров: в Субботу понадобилась бочка с вином, но на ней лежит камень («мукце»). Перед тем, как перемещать бочку, следует ее наклонить, чтобы камень скатился вниз. Изначально нужно стараться не перемещать камень вообще, даже вместе с бочкой. Если же камень при падении может разбить другие бочки или упасть в такое место, где он будет мешать, разрешено перенести бочку вместе с камнем в то место, где камень можно будет сбросить, не причиняя вреда и не создавая неудобств.

Или другой случай: неспелый инжир полностью покрыт соломой, в которую его было принято укутывать с тем, чтобы он доспевал. Для того чтобы достать инжир в Субботу из-под соломы, разрешено втыкать в него заостренную палочку и доставать, не прикасаясь к соломе, которая считается «мукце махмат гуфо». При этом солома тоже сдвигается, но происходит это опосредованно, при помощи инжира. Аналогично этому, разрешено вытащить в Субботу лепешку из углей, в которых она выпеклась до Субботы: ее накалывают шампуром или вилкой и извлекают из углей, которые являются «мукце махмат гуфо».

Приведем еще один пример: монеты, забытые до наступления Субботы на подушке, разрешено стряхнуть с подушки, чтобы они не мешали человеку во время сна. При этом перемещают только подушку, а к монетам не прикасаются.

Во всех приведенных выше ситуациях «мукце махмат гуфо» перемещают с помощью разрешенного в Субботу предмета. Но если это разрешено, то почему в Талмуде сказано, что когда речь идет о необходимости перенести труп усопшего в более прохладное место, чтобы он не разлагался на солнце, его запрещено перекатывать с одних носилок на другие пока он не попадет в тень? Ведь при этом перемещение трупа, который является «мукце махмат гуфо», происходит не напрямую, а с помощью носилок. В особенности если учесть, что в случае с трупом закон разрешает больше, чем обычно, принимая в расчет чувства родных и близких усопшего и обязанность достойно отнестись к самому усопшему, как мы это увидим ниже — в разделе, специально посвященном перемещению трупа в Субботу.

Объяснение мы находим у комментаторов Талмуда, которые пишут, что перемещение «мукце» с помощью другого предмета («тилтуль мин а-цад») разрешено только в тех случаях, когда «мукце» перемещают ради разрешенного предмета. Подобно тому, как мы видели это во всех вышеприведенных примерах из Талмуда: понадобилась бочка, хотят достать инжир, вытащить лепешку, освободить подушку от лежащих на ней денег. С трупом дело происходит иначе: его перемещают ради его же сохранности, т.е. перемещение «мукце» в данном случае происходит для нужд «мукце». Поэтому, даже несмотря на то, что труп не перемещают напрямую, а перекатывают с носилок на носилки («тилтуль мин а-цад»), такое перемещение запрещено.

Исходя из вышесказанного, следует, что если для пользования столом с него необходимо устранить «мукце», его нужно наклонить, чтобы предмет-«мукце» сам упал с него на стул или на пол. Если «мукце», упав в данном месте, будет мешать, или если падение «мукце» может привести к ущербу, то стол вместе с «мукце» разрешено перенести в другое место и там наклонить, чтобы предмет-«мукце» упал с него. Запрещено перемещать «мукце махамат гуфо» с целью предотвращения порчи или кражи, даже способом «тилтуль мин а-цад».

Тилтуль мин а-цад», когда хотят воспользоваться «мукце» для разрешенных целей

Разрешено ли перенести стол, на котором находится включенная настольная лампа или горящая свеча, в другое место ради разрешенного действия (например, чтобы там читать, есть, или общаться)? Мнения законоучителей по данному вопросу разделились. Некоторые считают, что это запрещено, ибо стол с «мукце» перемещают ради «мукце», а перемещать «мукце» даже способом «тилтуль мин а-цад» для нужд «мукце» запрещено. Т.е. стол с «мукце» перемещают для того, чтобы читать, есть, или общаться при свете, который дает свеча или лампа, которые являются «мукце». Другие законоучителя считают, что это разрешено, поскольку стол с «мукце» перемещают ради разрешенных действий, т.е. чтобы была возможность читать, есть, или общаться, хотя освещение обеспечивается с помощью «мукце», и разрешено перемещать «мукце» способом «тилтуль мин а-цад» для разрешенных действий. На практике можно положиться на облегчающее мнение и разрешить перемещать «мукце» способом «тилтуль мин а-цад», когда хотят воспользоваться «мукце» для разрешенных целей.

Перемещение «мукце» с помощью другого предмета, когда это является обычным способом перемещения

Перемещение «мукце», которое совершают обычным способом, даже если это делают с помощью другого предмета, запрещено. Так, например, убрать со стола пищевые отходы, которые находятся в тарелке, является обычным способом их перемещения и в данном случае не разрешено перемещать «мукце», т.е. пищевые отходы способом «тилтуль мин а-цад», т.е. с помощью тарелки[1]. Аналогично этому не разрешено вынести совок с заметенным на него мусором-«мукце». Разрешено ли перемещать «мукце» с помощью шеста в случае, если сам шест не является «мукце»? Хотя согласно некоторым мнениям данный вид перемещения «мукце» считается «тилтуль мин а-цад», все же в данном вопросе желательно учесть точку зрения тех, кто считает, что подобный способ перемещения не считается измененным.

Перемещение «мукце» вследствие перемещения разрешенного предмета

Предположим, что на разрешенном предмете находится «мукце». В таком случае разрешено взять разрешенный предмет, даже если при этом произойдет перемещение «мукце». Это расценивается, как «тилтуль мин а-цад» для нужд разрешенного предмета[2]. Разрешено положить разрешенную вещь в шкаф, на полку или на стол, даже если эта вещь немного сдвинет находящуюся в этом месте «мукце». Так, например, разрешено поставить кастрюлю в холодильник, сдвинув ею невареные продукты, статус которых «мукце махмат гуфо».

Перемещение ребенка, в руках которого находится «мукце»

Ребенка, в руках которого находится «мукце», запрещено брать на руки, т.к. это считается перемещением «мукце» обычным способом. В случае если у ребенка, которого не взяли на руки, это вызовет сильные страдания, и при условии, что тот предмет-«мукце», который ребенок держит в руках, не представляет особой материальной ценности, разрешено взять ребенка на руки. Если предмет-«мукце» имеет некоторую материальную ценность, запрещено брать ребенка на руки из-за опасения, что этот предмет выпадет из рук ребенка и взрослый поднимет его, тем самым непреднамеренно нарушив запрет «мукце». Тем же самым опасением продиктован запрет брать за руку ребенка, который несет в руках достаточно дорогостоящий предмет, являющийся «мукце». Однако, в этом случае опасение менее велико, и если ребенок очень хочет погулять со взрослым, то разрешено исполнить его желание, даже если у него в руках находится дорогостоящий предмет-«мукце».


[1] Если пребывание в месте, где находятся отходы, неприятно, а уйти в другое место невозможно, то их разрешено удалить доже обычным способом, исходя из законов о «граф шель рэи», которые будут рассматриваться ниже.

[2] При этом необходимо учитывать законы о «басисе», которые будут приведены ниже.


Ноах и Ноев Ковчег, Всемирный Потоп, потомки Ноаха после Потопа и строительство Вавилонской башни, появление на исторической арене праотца Авраама, основоположника монотеизма — вот далеко не полный спектр событий, охватываемых нашей недельной главой. Давайте рассмотрим ближе наиболее интересные и важные из них. Читать дальше