Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Законы о мукце в Субботу и праздники 14. Появившиеся на свет в Субботу предметы («нолад»)

Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу

Особый вид «нолад», который запрещен также и в Субботу

Предмет, который был создан или рожден в Субботу, называется «нолад» («новорожденный», «появившийся на свет»). Приведем два упомянутых в Талмуде примера того, что такое «нолад»: некий предмет, который во время еврейского праздника (йом това) нееврей изготовил из полена, предназначавшегося для топки печи; скорлупа от орехов, которые кололи в праздник[1]. В отношении того, разрешено ли пользоваться созданным в праздник предметом, а также перемещать его, мнения мудрецов эпохи Мишны разделились. Принятый закон гласит, что в Субботу «нолад» не считается «мукце»[2], а в праздник — считается, и его законы идентичны законам «мукце махмат гуфо».

Существует особый вид «нолад», который запрещен также и в Субботу — так называемый «окончательный нолад» («нолад гамур»). В отношении приведенных выше примеров можно сказать, что предмет-«нолад» в известной мере существовал в природе еще до праздника (в виде полена или оболочки, скрывавшей под собой орех). Но если предмет-«нолад» — это качественно новая вещь, то его статус и в праздник, и в Субботу «мукце махмат гуфо». В Талмуде приведен пример и этого вида: зола, полученная от сгоревших в Субботу или праздник дров. Будучи продуктом переработки древесины, зола является качественно новой вещью.

Полученные в Субботу или праздник пищевые отходы не всегда являются «мукце махмат гуфо»[3], но они обычно считаются «нолад» и перемещать их в праздник запрещено.

Вода, полученная в результате работы кондиционера, имеет статус «окончательный но — лад» («нолад гамур») и перемещать ее запрещено как в Субботу, так и в праздник[4].

Дождевая вода не является «мукце», т.к. она пригодна к использованию. Даже если дождь выпал в Субботу, дождевая вода не считается «нолад», т.к. она и прежде находилась в природе[5].


[1] Ореховую скорлупу во время Талмуда использовали для топки печи.

[2] Следует заметить, что предмет, созданный в Субботу, иногда запрещено использовать и перемещать из-за того, что его создали, нарушив законы Субботы. В каких случаях это происходит разберемся отдельно — в теме, посвященной пользованию предметом, изготовленным в результате нарушения Субботы («маасе шабат»).

[3] См. выше в главе «Мукце махмат гуфо»», раздел «Пищевые отходы, мусор, предметы, вышедшие из пользования».

[4] Разрешено ли в Субботу подставить ведро под шланг кондиционера, чтобы в него собиралась вода, будет рассказа — нов теме «Битуль кли ме-эйхано».

[5] Грязная вода, которой невозможно пользоваться, является «мукце махмат гуфо». Согласно некоторым мнениям снег считается «мукце махмат гуфо», т.к. в современном быту его не принято растапливать для того, чтобы получить из него воду. Другие считают, что снег не считается «мукце».

Из журнала Мир Торы

 

Попробуем разобраться, почему законам земледелия в Торе отведено особое место, и как именно они могут выражать признание единовластного господства Творца над Миром Читать дальше