Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знаешь, где пребывает Б-г? Б-г там, куда Его впускают»Раби Мендл из Коцка
Эту историю опубликовал в 1905 г. р. Цви Дов из Бердичева, одновременно на иврите и идише. В предисловии к ней указано, что раби Нахман рассказал ее 4 элула 5566 (18 августа 1806 г.). Перед этим он говорил о том, что страдания должно принимать с любовью и верой.

Однажды царь сказал сам себе: «Есть ли на свете кто-нибудь счастливее меня? Ведь есть у меня все блага мира, я правитель и властелин».
Решил он проверить, так ли это. Переоделся в простую одежду, и стал гулять по ночам, останавливаясь позади домов, чтобы услышать и узнать, о чем говорят люди. И все время слышал царь лишь об ущербах — о бедах и несчастьях, трудностях и беспокойстве. В одном доме говорят, что у кого-то беда, и нужно ему добиться аудиенции у царя, в другом — что случилось иное несчастье. Так все и жалуются, а если и слышны где слова радости, то лишь потому, что обрел кто-то что-нибудь из того, чего ему не хватало.

А потом увидел царь покосившуюся избушку, вросшую в землю по самые окна. Крыша дырявая, вся провалилась. В избушке сидел человек и тихо наигрывал на скрипочке так, что распознать мелодию можно было, лишь очень прислушиваясь. И человек этот был счастлив. Перед ним стояла тарелка с едой, стакан с выпивкой, и выглядел он по настоящему счастливым, полным радости и лишенным забот.

Царь постучался, вошел и поприветствовал хозяина, тот радушно ему ответил. На столе стояли выпивка и закуски, да еще горшок варева, а лицо хозяина лучилось радостью. Налил он гостю выпить и сам выпил за его здоровье. Полюбился он царю, и выпил тот вместе с хозяином.
А потом положил тот царя спать, и приснилось тому совершенное счастье и беззаботность.
Утром встал царь вместе с хозяином, и пошел тот его провожать.

«Чем ты зарабатываешь на жизнь»? — спросил царь.
«Я лудильщик, — ответил тот. — Я умею чинить все, что сломано. Делать новые вещи я не умею, но починить могу все. Утром я выхожу и чиню, что придется. А когда набирается заработка пять-шесть золотых, покупаю себе еды и питья».
Выслушал его царь и сказал себе: «Надо его испытать».

Вернувшись домой, царь издал указ: когда у людей что-то портится, пусть не дают чинить никому. Пусть чинят сами, или новые вещи покупают.
На следующее утро вышел лудильщик искать заработка. Рассказали ему о царском запрете отдавать вещи в починку. Расстроился он, но не впал в уныние, потому что полагался на Бога.

Пошел он себе и увидел богача, который рубил дрова. «Ты почему сам дрова рубишь? — спросил лудильщик. — Разве это достойно тебя?»
«Я искал кого-нибудь, кто бы за меня нарубил, — ответил богач, — но никого не смог найти. Приходится мне теперь рубить дрова самому».
«Давай, я тебе их нарублю», — сказал лудильщик.
Нарубил лудильщик дров, и получил от богача золотой. Решил себе, что это тоже хороший заработок, и стал рубить дрова для людей, пока не заработал шесть золотых. Взял деньги, накупил и еды и питья, устроил себе пир и был совершенно счастлив.

А царь этой ночью снова отправился на прогулку и пришел к избушке лудильщика, посмотреть, что с ним сталось. А войдя к нему, увидел то же, что в прошлый раз: сидит лудильщик и играет на скрипке, перед ним еда и питье, и весь он лучится счастьем. И как в прошлый раз легли они спать, а наутро вышел хозяин проводить гостя.
«Где же ты взял еду? — спросил царь. — Как ты деньги на это заработал?»
«Моя обычная работа — чинить все, что сломано, — ответил лудильщик. — Но недавно царь запретил отдавать вещи в починку. Поэтому я ходил и рубил дрова, пока не заработал, сколько мне было нужно».
Вернувшись домой, царь издал указ: чтобы никто не нанимал других рубить дрова.

Услышал об этом лудильщик и очень расстроился, потому что снова остался баз заработка. Но унывать не стал, потому что полагался на Бога. Походил и увидел: богач конюшню чистит. «Разве подобает тебе самому чистить конюшню?» — спросил он.
«Я искал кого-нибудь, кто бы кто бы сделал это за меня, — ответил богач, — но никого не смог найти. Приходится мне чистить конюшню самому».
«Давай, я за тебя почищу», — сказал лудильщик.
Почистил он конюшню и получил за то два золотых. Пошел себе дальше, почистил еще и другие конюшни и заработал шесть золотых. Накупил на эти деньги еды и питья, устроил себе пир и стал радоваться жизни.

А царь снова пошел на прогулку, пришел к избушке и увидел радость лудильщика. Вошел и заночевал у него, а утром хозяин пошел царя провожать. Спросил царь, откуда он взял деньги, тот все и рассказал. Вернувшись, царь издал указ: пусть никто не нанимает больше работников чистить конюшню или хлев.
Утром вышел лудильщик чистить конюшни, а ему говорят, что царь запретил людей для такой работы нанимать. Не нашел он другого выхода, кроме как пойти и наняться в солдаты в царскую стражу. А было так, что одних солдат призывали, а другие сами нанимались за плату.

Договорился он с офицером, что нанимается в армию поденно и плату будет получать каждое утро. Надел сразу форму, опоясался перевязью с мечом. А ночью форму снял, накупил на солдатское жалование еды и питья, пошел домой, устроил себе, как обычно, пир, и был очень счастлив.
А царь решил посмотреть, как лудильщик справился с новой напастью. Пришел к нему и видит, что сидит тот со своей скрипкой и радуется жизни, а перед ним еда и питье. Вновь провел у него ночь, а наутро осведомился о заработке, тот ему и рассказал всю историю.
Вернувшись, царь позвал офицера и приказал ему никому не платить в это утро из царской казны.

Лудильщик, придя на службу, запросил у офицера дневную плату, а когда тот ему отказал, возмутился: «Но мы же договорились, что ты будешь платить мне каждый день». «Верно, — сказал офицер, — но царь приказал именно сегодня никому не платить. Завтра заплачу тебе за два дня, а сегодня ну никак не могу заплатить».
Как лудильщик не ругался, как не спорил, но все бесполезно. Но он и тут нашел выход. Взял свой меч, отделил клинок от рукоятки, а вместо него, чтобы не видно было, вставил деревянное лезвие. Клинок же сдал в заклад, а на вырученные деньги накупил себе еды и питья, как обычно, и еда эта была для него настоящим пиром.
Ночью пришел царь и увидел, что лудильщик счастлив, как и раньше. Снова заночевал у него, а наутро спросил, как идут дела. Лудильщик и рассказал все, как было, что сдал он в залог клинок, чтобы купить еды и питья. «Когда мне сегодня заплатят, — закончил он, — выкуплю меч и верну его на место. Никто нечего и не заметит, а царь ничего не потеряет, потому что я все починю. Я ведь все могу починить!».

Когда царь вернулся во дворец, то позвал офицера и сказал ему: «Есть у меня преступник, приговоренный к казни. Позови-ка лудильщика, которого ты недавно нанял, и прикажи ему привести приговор в исполнение — отрубить преступнику голову».
Офицер пошел звать лудильщика, а царь призвал всех своих офицеров, чтобы пришли поглядеть на эту шутку, как один солдат подменил клинок меча деревяшкой.
Предстал лудильщик перед царем и пал перед ним ниц: «Ваше величество, зачем вы меня позвали»?
«Чтобы ты исполнил приговор и голову преступнику отрубил», — сказал ему царь.
Лудильщик стал отказываться и умолять: «Пожалуйста! Пусть кто другой это сделает, ведь я никогда никого не убивал».
«Именно поэтому я и приказываю тебе это сделать», — ответил царь.

«А что, нет никаких сомнений относительно его преступления? — спросил лудильщик. — Может быть, не все с ним ясно, и он вовсе не заслужил смерти. Я в жизни не убивал человека. Как я теперь могу убить того, кто, может быть, невиновен»?
«Это вообще не вопрос, виновен он или нет, — ответил царь. — Приговор вынесен тайно, а ты должен лишь привести его в исполнение».
Понял лудильщик, что царя ему не разубедить. Поднял он глаза к небу и сказал: «Боже Всемогущий, я в жизни своей не убил человека. Если этот человек не виновен, пусть клинок моего меча станет деревянным»!

С этими словами он выхватил меч из ножен, и оказалось, что клинок у него и правда из дерева. И все, кто это видел, стали смеяться. Царь же признал, что лудильщик этот — счастливейший из людей, и отпустил его домой с миром.


В 5708-м году от Сотворения мира (1948-й г.) управление частью Эрец Исраэль вернулось к представителям еврейского народа, после 1884 лет изгнания, преследований, унижений — и ожидания избавления. Это произошло через 3706 лет после того, как Эрец Исраэль была обещана нам Всевышним, который Своей властью наделяет народы землями. Обещание это было частью союза, заключенного Им с праотцом Авраамом (Брит бейн а-бетарим, «Союз между рассеченными частями»). Читать дальше